История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Начало царствования Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление о личности Александра III и его политических воззрениях; показать роль К. П. Победоносцева в формировании политической программы Александра III; уяснить, что уже в первый период царствования Александра III доминирующим становится принцип незыблемости самодержавной власти.
План урока: 1. Личность императора Александра III. 2. Противоречивый характер начала царствования Александра III.
Основные знания: личность Александра III, основные идеи его царствования; итоги совещания высших чиновников 8 марта 1881 г.; личность К. П. Победоносцева; содержание манифеста 29 апреля 1881 г.; содержание циркуляра министра внутренних дел Н. П. Игнатьева; итоги работы первой и второй «сессии сведущих людей».
Основные понятия: «сессии сведущих людей»; переселенческая политика.
Основные даты: 1881—1894 гг. — царствование Александра III; 29 апреля 1881 г. — манифест Александра III о незыблемости самодержавия.
Персоналии: Александр III; К. П. Победоносцев.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998; Твардовская В. А. Александр III // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести повторительно-обобщающее тестирование.
1. По первому вопросу можно заслушать заранее подготовленный доклад о детских и юношеских годах Александра III, его воспитании, личных чертах характера. Затем можно организовать беседу: чем отличалось воспитание Александра II и Александра III? Что было общего в характере отца и сына? Какое событие определило всю последующую политику Александра II? Какие выводы сделал Александр III после убийства его отца? Представьте себя на месте Александра III. Как бы вы отреагировали на это событие, какие бы сделали выводы?
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Можно предложить учащимся заполнить в ходе рассказа учителя хронологическую таблицу «Начало царствования Александра III»:
Дата |
Событие |
Значение |
Рассказ о совещании 8 марта можно проиллюстрировать выдержкой из книги А. Н. Боханова о речи К. П. Победоносцева:
Худой, в глухом черном сюртуке, бледный как полотно, он за все время предыдущего разговора неотрывно смотрел на сукно на столе, не выражая никаких чувств. Он как бы утонул в глубоком кресле, и, когда стал подниматься, могло показаться, что глава Синода обезумел. Но с первых же слов стало ясно, что это не так. Он произнес яркую, пламенную речь, речь настоящего русского монархиста, наверное, лучшую в своей жизни, хотя ему на своем веку приходилось выступать бессчетное количество раз.
Глаза его блестели, голос вначале дрожал, но это скоро прошло, зазвучал металл. Он смотрел на государя и, когда его речь достигала особо высокой обличительной ноты, впивался взглядом в великого князя Константина Николаевича, который оцепенел под взором неистового обер-прокурора.
«Я нахожусь не только в смущении, но и в отчаянии... Нам говорят, что для лучшей разработки законодательных проектов нужно приглашать людей, знающих народную жизнь, нужно выслушивать экспертов. Против этого я ничего не сказал бы, если бы хотели сделать только это. Эксперты вызывались и в прежние времена, но не так, как предлагается теперь. Нет! В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг. А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг... Нам говорят, что нужно справляться с мнением страны через посредство ее представителей. Но разве те люди, которые явятся сюда для соображения законодательных проектов, будут действительными выразителями мнения народного? Я уверен, что нет. Они будут выражать только личное свое мнение и взгляды».
Речь Победоносцева продолжалась 10—15 минут, но некоторым показалось, что она длилась целую вечность. Он доказывал, убеждал, призывал, разоблачал. «Нам предлагают устроить говорильню наподобие «генеральных штатов». Мы без того страдаем от говорилен». Обращаясь к царю, Победоносцев негодующе восклицал: «Теперь, когда прошло лишь несколько дней после совершения самого ужасающего злодеяния, никогда не бывшего на Руси, когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе непогребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми. Я не буду говорить о вине злодеев... Но и мы все, от первого до последнего, должны каяться в том, что так легко смотрели на совершавшееся вокруг нас; все мы виноваты в том, что, несмотря на постоянно повторявшиеся покушения на жизнь общего нашего благодетеля, мы, в бездеятельности и апатии нашей, не сумели охранить праведника! На всех лежит клеймо несмываемого позора, павшего на русскую землю. Все мы должны каяться!»
В этом месте Александр III со слезами в голосе заметил: «Сущая правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя». Завершая выступление, Победоносцев еще раз призвал не устраивать говорильню, а действовать. Его речь произвела сильное впечатление. Благодушное настроение, витавшее вначале, исчезло без следа. Все чувствовали, что эмоциональные пассажи обер-прокурора переломили настроение царя.
Рассказав об отставке либеральных чиновников после публикации манифеста 29 апреля 1881 г., учитель может зачитать отрывок из письма Александра III брату Сергею 11 июня:
«Назначив почти везде новых людей, мы дружно принялись за тяжелую работу и, слава Богу, с трудом и понемногу идем вперед, и дело идет гораздо успешнее, чем при прежних министрах, которые своим поведением заставили меня уволить их от занимаемых должностей. Они хотели меня забрать в свои лапы и закабалить, но это им не удалось, и как я счастлив, что отделался от них, а в особенности от гр. Лориса, который заварил такую кашу своим популярничанием с журналистикой и игрой в либерализм, что еще немного, и мы были бы накануне полнейшей революции. Не могу сказать, что и теперь еще далеко мы не в нормальном состоянии, и много еще будет разочарований и тревог, но на все надо быть готовым и идти прямо и смело к цели, не уклоняясь в сторону, а главное — не отчаиваться и надеяться на Бога!»
Как оценивает Александр III деятельность Лорис-Меликова? Чем он объясняет свое решение об увольнении либеральных министров?
Для закрепления изученного материала можно выполнить задание 1 (§ 29—30) в рабочей тетради.
Домашнее задание: § 29—30 учебника до пункта «Попытки решения крестьянского вопроса»; задания к документам, помещенным в конце параграфа.