История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Русско-турецкая война - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход, проанализировать итоги.
План урока: 1. Балканский кризис. 2. Начало русско-турецкой войны. 3. Ход военных действий. 4. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. 5. Значение и причины победы России в войне с Турцией.
Основные знания: сущность балканского кризиса середины 70-х гг. XIX в.; реакция русского общества на зверства турецких властей на Балканах; причины русско-турецкой войны; ход русско-турецкой войны; условия Сан-Стефанского мирного договора; решения Берлинского конгресса; значение победы России в войне.
Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.
Основные даты: 12 апреля 1877 г. — объявление Россией войны Турции; 28 ноября 1877 г. — взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля (3 марта) 1878 г. — подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь—июль 1878 г. — Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.
Персоналии: М. Д. Скобелев; И. В. Гурко.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России — М., 1997.
Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести выборочную проверку рабочих тетрадей.
1. Изучение нового материала необходимо начать с повторения: каково было политическое положение народов Балканского полуострова? В каких областях положение славянских народов было особенно тяжелым? В чем заключалось национальное угнетение христианского населения? В чем заключалась традиционная роль России на Балканском полуострове? В классах с низким уровнем подготовки учащихся учитель сам освещает эти проблемы.
В ходе рассказа учителя о Балканском кризисе середины 70-х гг. XIX в. учащиеся выполняют задание 1 (§ 28) в рабочей тетради.
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Рассказ о позиции Александра II накануне войны сопровождается выполнением задания 2 (§ 28) в рабочей тетради. Затем учитель создает проблемную ситуацию: итак, 12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала? Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких государств война носила справедливый характер? Кто вел несправедливую войну? Со стороны каких государств война носила национально-освободительный характер?) В процессе обсуждения этих вопросов необходимо сформировать представления о справедливом и несправедливом характере войны, а также о национально-освободительном движении.
3. Третий вопрос учитель излагает сам. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Ход военных действий в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.»:
Дата |
Событие |
Также работают с картой. Найдите на карте «Русско-турецкая война 1877— 1878 гг.» маршруты движения русских войск через Румынию в Болгарию, Тырново, Шипкинский перевал, Плевну, Никополь, бросок отряда генерала Гурко на Стамбул. Найдите на вставке «Кавказский фронт» крепости Баязет, Ардаган, Каре, Эрзерум.
4. Рассказ учителя сопровождается заполнением сравнительной таблицы (задание 5 § 28) в рабочей тетради и работой с картой «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.». Учащиеся находят на карте те географические пункты, о которых шла речь в Сан-Стефанском договоре и Берлинском трактате. В конце объяснения можно обсудить проблемное задание: многие современники расценивали Берлинский конгресс как сокрушительное поражение российской дипломатии, в котором они винили престарелого Горчакова. Как вы думаете, почему Россия согласилась на условия Берлинского трактата?
5. Пятый вопрос можно изучить путем обсуждения учащимися вопросов: каковы причины победы России в войне? Каковы экономические и политические последствия войны? В чем значение победы России в войне с Турцией? Согласны ли вы с мнением, что эта война была совершенно не нужна России, что страна напрасно понесла огромные людские и материальные потери?
Домашнее задание: § 28 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выполнить задания 3, 4, 6 § 28 в рабочей тетради. Повторить § 19—28.