История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Внутренняя политика Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: уяснить, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с основными базовыми ценностями — сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции. Отсюда, с одной стороны, ярко выраженный патернализм, с другой — жесткая борьба со всем, что, по его мнению, несло угрозу самодержавной власти.
План урока: 1. Крестьянская политика Александра III. 2. Начало рабочего законодательства. 3. Консервативный поворот. Усиление полицейского режима. 4. Политика в области просвещения и печати. 5. Наступление на местное самоуправление. 6. Национальная и религиозная политика Александра III.
Основные знания: сущность законов по крестьянскому вопросу; содержание фабричных законов; содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»; сущность политики в области просвещения и печати, содержание циркуляра «о кухаркиных детях»; содержание и сущность закона о земских участковых начальниках и «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».
Основные понятия: рабочее законодательство; полицейское государство; реакционная политика; участковые начальники; русификаторская политика; антисемитизм; «черта оседлости».
Основные даты: 29 апреля 1881 г. — манифест Александра III о незыблемости самодержавия; 14 августа 1881 г. — «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»; 28 декабря 1881 г. — закон об обязательном выкупе крестьянских наделов и о понижении выкупных платежей; 1 июня 1882 г. — закон об ограничении использования труда малолетних на промышленных предприятиях; 5 июня 1887 г. — циркуляр «о кухаркиных детях»; 12 июля 1889 г. — закон о земских участковых начальниках; 12 июня 1890 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Персоналии: Н. П. Игнатьев; Д. А. Толстой.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Баханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998; Твардовская В. Л. — Александр III // Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. — М., 1997.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.
Программа царствования Александра III строилась на:
а) идеях Просвещения;
б) взглядах славянофилов;
в) теории «официальной народности».
8 марта 1881 г. состоялось очень важное совещание государственных чиновников. Какой вопрос они обсуждали:
а) созыв Земского собора;
б) проект М. Т. Лорис-Меликова о «ведении выборных представителей в некоторые учреждения государственной власти;
в) введение в стране конституции?
29 апреля 1881 г. Александр III принял манифест, главной идеей которого было:
а) сохранение самодержавия;
б) одобрение проекта М. Т. Лорис-Меликова;
в) отмена реформ предыдущего царствования.
Назовите фамилии трех министров, подавших в отставку после опубликования манифеста 29 апреля 1881 г.:
а) А. А. Абаза;
б) М. Т. Лорис-Меликов;
в) Д. А. Милютин;
г) К. П. Победоносцев;
д) Д. А. Толстой;
е) Ф. Ф. Трепов.
Кто такие «сведущие люди»:
а) назначаемые правительством представители с мест, собираемые для обсуждения некоторых законов;
б) избранные земствами представители, введенные в некоторые учреждения государственной власти;
в) делегаты созываемого Земского собора?
1. Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Крестьянская политика АлександраIII»:
Дата |
Событие |
Значение |
В дополнение к материалу учебника можно детализировать время отмены подушной подати: в мае 1881 г. был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение взимания подушной подати произошло 1 января 1887 г. При заполнении таблицы целесообразно предварительно организовать обсуждение значения каждого закона. В классах с низкой подготовкой учитель кратко формулирует эти выводы сам.
В качестве закрепления можно предложить учащимся выполнить тестовое задание 2 (§ 29—30) в рабочей тетради либо организовать обсуждение следующих вопросов: учитывали ли законы интересы крестьянства? Как вы думаете, какова была главная цель законов?
2. Рассказ учителя о начале рабочего законодательства может сопровождаться заполнением таблицы:
Дата принятия закона |
Его содержание |
В качестве закрепления можно предложить учащимся выполнить тестовое задание 3 (§ 29—30) в рабочей тетради. Можно также попросить учащихся дать оценку принятым законам, подумать, с какой целью они были приняты.
3. Переходя к изложению третьего вопроса, учитель подчеркивает, что главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III держал в своих руках и кнут. Далее учитель рассказывает о смещении Н. П. Игнатьева и об усилении полицейского режима в стране, опираясь на материал учебника. Для закрепления материала целесообразно выполнить тестовое задание 5 (§ 29—30) в рабочей тетради.
4. В ходе изложения четвертого вопроса учащиеся заполняют таблицу (задание 6 § 29—30 в рабочей тетради). Затем отвечают на вопросы: какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы Александром III? Почему реформы в области просвещения и печати подверглись столь решительному пересмотру?
5. Изучение пятого вопроса можно провести, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 8 (§ 29—30) и организацией беседы: какие местные учреждения и должности, появившиеся в ходе крестьянской реформы, были ликвидированы? Какие факты свидетельствуют о попытках восстановления сословных преимуществ дворянства? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны закона о земских участковых начальниках? Как вы думаете, почему Александр III повел самое решительное наступление на органы местного самоуправления?
6. Вопрос о национальной и религиозной политике Александра III учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.
В конце урока можно провести беседу: какие реформы предыдущего царствования были оставлены Александром III в неприкосновенности? Какие реформы подверглись корректировке? Затем целесообразно организовать дискуссию, обсудив вопрос 7 § 29—30.
Домашнее задание: § 29—30 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещенным в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 4, 7, 9 § 29—30 в рабочей тетради.