История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВОССТАНИЕ Е. ПУГАЧЕВА
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян; проследить взаимосвязь между усилением крепостного гнета и активизацией народного движения; охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны; продолжить развитие умения сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами |
Задачи урока |
На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом правления Екатерины II и восстанием Е. Пугачева; в ходе коллективного обсуждения осознать роль народных движений во внутренней политике правителей |
Формы, приемы, методы |
Работа в группе |
Предполагаемый результат |
Знать: причины выступления Е. Пугачева; направления внутренней политики Екатерины Второй; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных событий периода правления Екатерины II; объяснять причины выступлений; анализировать результаты и причины поражения восстания |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
Основные понятия |
Крестьянская война, самоуправление, самозванец |
Важные даты |
1773-1775 гг. - восстание под предводительством Емельяна Пугачева. 1773 г. - провозглашение Е. Пугачева себя императором Петром III |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Эпиграф: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный” (А. С. Пушкин) |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Включение в учебный процесс |
|
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- В 1773 году на одном из постоялых дворов близ реки Яик объявился “чудом воскресший” император Петр ПТ. К “государю” стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек - царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее “император” показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин “государь” по-царски произнес: “А того, други мои, простым людям ведать не подобает”. Не знали доверчивые казаки, что этот “среднего роста долголицый, сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами” совсем не император ПетрIII, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Поклонившись “государю Петру Фёдоровичу”, казаки сделали свой выбор... Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительное и кровавое восстание, именуемое в России “пугачевщиной”. Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти. Вопросы: -А какие три предыдущих восстания вы можете назвать? - Назовите причины народных восстаний |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Есть мнение, что крестьянско- казачье восстание в принципе победить не может и изначально обречено на провал. Но восстание Пугачева, как считает ряд историков, вполне могло завершиться победой восставших. Не случайно императрица Екатерина II держала на причале в Петербурге яхту, чтобы, в крайнем случае, покинуть пределы империи. Проблемный вопрос: - Сегодня вам предстоит решить сложную историческую задачу - выяснить, действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло быть победоносным или это всего лишь смелые заявления исследователей |
Демонстрируют знания и умения по теме |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответ на вопрос, поиск затруднения |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу в группах (задания для работы в группах - см. Приложение) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах по заданиям |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи |
Организация обсуждения работы групп. Разъяснение дополнительного материала. Дополнительные вопросы: 1. Насколько боеспособны были участники восстания? Могли ли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории? 2. В XVIII веке заказать портрет могли позволить себе только знатные особы, в том числе императрица. Портрет стоил недёшево. Почему же до нас дошло столь много портретов бунтовщика Емельяна Пугачева, относящихся к данной эпохе, ведь вы понимаете, что заказать он их просто не мог? Предположите, на чьём портрете написан портрет Пугачева? Как, по-вашему, был создан этот портрет? Кто мог быть этим “неизвестным художником”? 3. Можно ли говорить на основе “Манифестов” о жестокости Пугачева? Чем она объясняется? А когда до этого в русской истории применялось понятие “нашествие”? Какие ассоциации возникают у вас с этим нашествием? Почему Пушкин сравнил бегство Пугачева с нашествием? 4. Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом (слайд “Структура управления” и слайд “Большое войско повстанцев”) свою деятельность? |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах. Работа с историческими документами |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Просит обучающихся обобщить полученные сведения. Вопросы: - Могли ли восставшие победить? Почему? - А почему же восставшие все- таки проиграли? - А теперь предположите, что было бы с Россией, если бы восстание Пугачева всё же завершилось победой восставших? |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня. Строят предположения, обсуждая ответ в группе |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Ответы на вопросы |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
— А теперь вернёмся в начало урока. Я думаю, у вас уже достаточно материала, чтобы объяснить слова А. С. Пушкина из повести “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”, являющиеся эпиграфом к нашему уроку |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Работа в группах, ответы на вопросы, подведение итогов |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, регулятивные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Задания для групп по теме “Восстание Е. Пугачева”
Группа 1. “Масштаб восстания. Состав участников, их цели”.
Проанализировать исторические карты: “Восстание под предводительством И. Болотникова 1606-1607 гг.”, “Восстание под предводительством С. Разина 1670-1671 гг.”, “Казачье восстание К. Булавина 1707-1708 гг.” и “Восстание под предводительством Е. Пугачева 1773-1775 гг.” - и ответить на следующие вопросы:
1. Какие районы охватило восстание?
2. Сравните карты восстаний И. Болотникова, С. Разина, К. Булавина и Е. Пугачева. Какое выступление охватило самую большую территорию?
3. Кто мог поддержать Пугачева в районах, охваченных восстанием?
4. Какая группа населения примкнула к восстанию впервые?
5. Какие требования могли выдвигать восставшие слои населения?
6. Могли ли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории?
Организация восстания
“С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч; ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям; но около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. Вся эта сволочь была кое-как вооружена, кто копьем, кто пистолетом, кто офицерскою шпагой. Иным розданы были штыки, наткнутые на длинные палки; другие носили дубины; большая часть не имела никакого оружия. Войско разделено было на полки, состоящие из пятисот человек. Жалование получали одни яицкие казаки; прочие довольствовались грабежом. Вино продавалось от казны. Корм и лошадей доставали от башкирцев. За побег объявлена была смертная казнь. Десятник головою отвечал за своего беглеца. Учреждены были частые разъезды и караулы. Пугачев строго наблюдал за их исправностию, сам их объезжая, иногда и ночью. Учения (особенно артиллерийские) происходили почти всякой день. Церковная служба отправлялась ежедневно. На ектении поминали государя Петра Феодоровича и супругу его, государыню Екатерину Алексеевну. Пугачев, будучи раскольником, в церковь никогда не ходил. Когда ездил он по базару или по Бердским улицам, то всегда бросал в народ медными деньгами. Суд и расправу давал сидя в креслах перед своей избою. По бокам его сидели два казака, один с булавою, другой с серебряным топором. Подходящие к нему кланялись в землю и, перекрестясь, целовали его руку<...>
В числе главных мятежников отличался Зарубин (он же и Чика), с самого начала бунта сподвижник и пестун Пугачева. Он именовался фельдмаршалом и был первым при самозванце. Овчинников, Шигаев, Лысов и Чумаков предводительствовали войском. Все они назывались именами вельмож, окружавших в то время престол Екатерины: Чика графом Чернышевым, Шигаев графом Воронцовым, Овчинников графом Паниным, Чумаков графом Орловым.
Отставной артиллерийской капрал Белобородов пользовался полною доверенностию самозванца. Он вместе с Падуровым заведывал письменными делами у безграмотного Пугачева и ввел строгой порядок и повиновение в шайках бунтовщиков. Перфильев, при начале бунта находившийся в Петербурге по делам Яицкого войска, обещался правительству привести казаков в повиновение и выдать самого Пугачева в руки правосудия: но, приехав в Берду, оказался одним из самых ожесточенных бунтовщиков и соединил судьбу свою с судьбою самозванца. Разбойник Хлопуша, из-под кнута клейменный рукою палача, с ноздрями, вырванными до хрящей, был один из любимцев Пугачева. Стыдясь своего безобразия, он носил на лице сетку или закрывался рукавом, как будто защищаясь от мороза. Вот какие люди колебали государством!” (А. С. Пушкин. История Пугачёвского бунта.)
“...Создавая “Военную коллегию”, присваивая себе титулы и звания, пугачевцы неуклюже пытались подражать устройству империи, но на все их действия накладывался казацкий отпечаток...
...Основную часть пугачевской армии, действовавшей вблизи Оренбурга и Яицкого городка, составляли казаки; из них было большинство его соратников, командовавших башкирами и работными людьми уральских заводов. Пугачев попытался установить в этой разношерстной и не обученной военному делу массе строгую дисциплину: повстанцы ежедневно занимались боевой подготовкой, в частности, учились стрелять из пушек; дезертирство жестоко каралось; руководство охраной и разведкой осуществлял сам Пугачев. Но восставшим постоянно не хватало оружия...” (Роже Порталь (1906-1994) - французский историк.)
Группа 2. “Личность Емельяна Пугачева”.
Проанализировать биографические сведения о Е. И. Пугачеве, воспоминания современников и выводы историков о личности вождя народного восстания и ответить на следующие вопросы:
1. Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
2. Можно ли сказать, что Пугачев - лидер? Докажите.
3. Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
4. Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?
Пугачев до восстания (факты из биографии)
Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовейской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.
В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне (1756-1763 годы). “За отличную проворность” он взят полковником в ординарцы.
1768-1770 годы - Пугачев участвует в Русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).
1771 год - Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.
1772 год - Пугачев живет у старообрядцев на реке Иргиз под Гомелем и Черниговым.
Конец 1772 года - от старообрядцев Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание (чуть ранее в этом же году состоялся неудачный крестьянский бунт, который был жестоко подавлен властями), но его снова арестовывают.
4 января 1773 года - Емельян Пугачев доставлен в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II - пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.
После побега Пугачев скрывается в яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года. Условлено, что Пугачев примет на себя титул чудом спасшегося императора Петра III и поведет казаков за собой.
Этот же год - Пугачев приводит свой план в исполнение. На казачьем Кругу он объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с “мужицким царем”.
Группа 3. ““Манифесты” Е. Пугачева”.
Проанализировать документы эпохи, созданные при участии вождя народного восстания и названные А. С. Пушкиным “образцом народного красноречия”:
• “Именной указ” Е. И. Пугачева от 17 сентября 1773 г.”, обращенный к казачеству;
• “Манифест от 28 июля 1774 г.”, обращенный к крестьянству;
• “Обращение к башкирам от 1 октября 1773 г.”;
• отрывок из “Манифеста” Е. И. Пугачева от 29 декабря 1773 г., обращенный ко всем людям, встающим под знамена Пугачева.
Ответить на вопросы:
1. К каким слоям населения обращены “Манифесты”?
2. От имени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имя именно Петра III?
3. Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?
4. Какие строки “Манифестов” свидетельствуют о жестокости Пугачева? Чем он оправдывает свою жестокость? Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?
5. Что предлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков?
Документы
“Именной указ” Е. И. Пугачева от 17 сентября 1773 г.:
“Самодержавного императора нашего, великого государя Петра Фёдоровича Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая. Во именном моём указе изображено Яицкому войску. Как, други мои, прежним царям служили до капли своей до крови деды и отцы ваши, так и вы послужите за свое отечество мне, великому государю императору Петру Федоровичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни источит ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших; будете мною, великим государем, жалованы казаки, калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Федоровичу винныя были, и я, государь Петр Федорович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рекою с вершин и до устья, и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом...”
Обращение к башкирам от 1 октября 1773 г.:
“Слушайте! Когда на сию мою службу пойдете, так и я вас помилую... Ныне я вас, во-первых, даже до последка землями, водами, лесами, жительствами, травами, реками, рыбами, хлебом, пашнями, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы желали, пожаловал по жизнь вашу и пребывайте так. как степные звери в благодеяниях и продерзостях, всех вас пребывающих на свете освобождаю и даю волю детям вашим и внучатам вечно”.
Из “Манифеста от 29 декабря 1773 г.” Е. И. Пугачева:
“Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех лутших и простых людей... тех, кто сам видит моё благородное лицо... я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные - голову рубить, имение взять... одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите”.
“Манифест от 28 июля 1774 г.”:
“Жалуем всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными и сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку; и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев и... мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощенцев...
Кои прежде были дворяне... - оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать “так, как они... чинили с вами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет”.
Группа 4. “Особенности восстания”.
Используя отрывки из “Истории Пугачевского бунта” А. С. Пушкина и материал учебника, ответить на вопросы:
1. Что необычного было в организации восстания Е. Пугачева?
2. Какие структуры создал Пугачев для руководства восставшими? Что они копировали?
3. Почему Пугачев предпочел копирование, а не создал нечто новое?
4. Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом свою деятельность?
***
“Пугачева привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его на крыльце, окруженный своим штабом.
- Кто ты таков? - спросил он у самозванца.
- Емельян Иванов Пугачев, - отвечал тот.
- Как же смел ты, вор, назваться государем? - продолжал Панин.
- Я не ворон (возразил Пугачев, играя словами и изъясняясь, по своему обыкновению, иносказательно), я вороненок, а ворон-то еще летает”.
(А. С. Пушкин. История Пугачевского бунта.)
Жестокость восставших
“...На другой день Пугачев выступил и пошел на Татищеву.
В сей крепости начальствовал полковник Елагин. Гарнизон был умножен отрядом Билова, искавшего в ней своей безопасности. Утром 27 сентября Пугачев показался на высотах, ее окружающих. Все жители видели, как он расставил там свои пушки и сам направил их на крепость. Мятежники подъехали к стенам, уговаривая гарнизон - не слушаться бояр и сдаться добровольно. Им отвечали выстрелами. Они отступили. Бесполезная пальба продолжалась с полудня до вечера; в то время скирды сена, находившиеся близ крепости, загорелись, подожженные осаждающими. Пожар быстро достигнул деревянных укреплений. Солдаты бросились тушить огонь. Пугачев, пользуясь смятением, напал с другой стороны. Крепостные казаки ему передались. Раненый Елагин и сам Билов оборонялись отчаянно. Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало, и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне овдовевшая Харлова, приведена была к победителю, распоряжавшему казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою, и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для нее семилетнего ее брата. Вдова майора Веловского, бежавшая из Рассыпной, также находилась в Татищевой: ее удавили. Все офицеры были повешены. Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью. Прочие острижены по-казацки и присоединены к мятежникам. Тринадцать пушек достались победителю <...> Молодая Харлова имела несчастье привязать к себе самозванца. Он держал ее в своем лагере под Оренбургом. Она одна имела право во всякое время входить в его кибитку; по ее просьбе прислал он в Озерную приказ - похоронить тела им повешенных при взятии крепости. Она встревожила подозрения ревнивых злодеев [соратников Пугачева], и Пугачев, уступив их требованию, предал им свою наложницу. Харлова и семилетний брат ее были расстрелены. Раненые, они сползлись друг с другом и обнялись. Тела их, брошенные в кусты, оставались долго в том же положении <...>
***
...Бердская слобода [столица Пугачева] была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жен и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности <...>
...Состояние сего обширного края [Поволжья] было ужасно. Дворянство обречено было погибели. Во всех селениях, на воротах барских дворов, висели помещики или их управители. Мятежники и отряды, их преследующие, отымали у крестьян лошадей, запасы и последнее имущество. Правление было повсюду пресечено. Народ не знал, кому повиноваться. На вопрос: кому вы веруете? Петру Федоровичу или Екатерине Алексеевне? - мирные люди не смели отвечать, не зная, какой стороне принадлежали вопрошатели <...>
...Пугачев бежал по берегу Волги. Тут он встретил астронома Ловица и спросил, что он за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить поближе к звездам...”
(А. С. Пушкин. История Пугачевского бунта.)