История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
На конкретных примерах объяснить и доказать обучающимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы |
|
Задачи урока |
На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы; развивать умения работать со статистическими данными, картой, историческими документами; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, умения выбирать главное, анализировать, делать выводы |
|
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы |
|
Предполагаемый результат |
Знать: о проявлениях начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы; о причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества; о прогрессивных методах ведения в области сельского хозяйства; об особенностях развития мануфактурной промышленности; об изменениях в структуре и объёмах торговли; о новых явлениях в развитии финансов; об общих итогах развития экономики России в XVIII веке. Уметь: производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории |
|
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
|
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
|
Оборудование и материалы |
Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики, карта “Россия во второй половине XVIII века” |
|
Основные понятия |
Товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина |
|
Важные даты |
1765 г. - учреждено Вольное экономическое общество. 1775 г. - принятие Манифеста о разрешении всем подданным заниматься любыми видами предпринимательства |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- Посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать. (Презентация.) Мы завершаем изучение истории второй половины XVIII века. И, рассмотрев изменения в политической, социальной сфере, переходим к экономическому развитию государства |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Ответы на вопрос учителя |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Вопросы: 1. Какие проблемы остались в экономическом развитии России после реформ Петра Первого? 2. Что такое феодально-крепостническая система? 3. Какие факты говорят о том, что феодально-крепостническая система неэффективна, что она переживает кризисные моменты? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Самостоятельно работают с текстом учебника (с. 208-210), называют и комментируют названные факты, которые фиксируются в виде таблицы. (Презентация.) |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, самостоятельная работа с текстом учебника |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Крестьянские хозяйства являлись основой экономической системы страны, и их разорение, упадок подвели к тому, что встала необходимость применять меры по обновлению экономической жизни. А какие это были меры, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Вопросы: - Для чего нужно было создавать Вольное экономическое общество? - В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО? - Выполнило ли оно поставленные задачи? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Отвечают на вопросы, отмечая, что: ВЭО создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства. Свою научную деятельность ВЭО начало с конкурса “Какое право на землю должен иметь землевладелец...”. Никаких результатов этот конкурс не имел. Все осталось, как было. И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России. ВЭО было инициатором распространения новых сортов сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля |
Учебно-познавательные, личностные, регулятивные |
Ответы на вопросы |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу в группах. Раздает конверты с заданиями: группа 1 - сельское хозяйство; группа 2 - промышленность; группа 3 - торговля (см. Приложение) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Задания. Таблица, карта. Работа в группах |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация работы с картой “Экономическое развитие России во второй половине XVIII века”. Вопросы: 1. На какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой - барщина? 2. В каких районах России сеяли лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством? 3. Скажите, какие отрасли промышленности были развиты в России во второй половине XVIII века. 4. Подумайте и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а что могла ввозить, то есть что Россия экспортировала и какой импорт ввозился в страну |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Работают с картой. Предполагаемые выводы: - Противоречивость экономического развития России: • с одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях; • с другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда - противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков. Всё это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с картой. Контроль усвоения навыков работы с картой, модельный ответ, оценочное суждение |
Умения ориентироваться в содержании предмета. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Рассказывает о финансах. Задание: выберите тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений. (Презентация.) |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Самостоятельная работа. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... - Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 26, вопросы и задания |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, личностные, регулятивные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Задания для групп
Группа 1. Сельское хозяйство.
Учебник, с. 211-212.
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное).
Успехи |
Трудности |
Вывод: __________________________________________
Группа 2. Промышленность.
Учебник, с. 212.
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о развитии промышленности в России.
Успехи |
Трудности |
Вывод: __________________________________________
Группа 3. Торговля.
Учебник, с. 212.
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о развитии торговли в России.
Успехи |
Трудности |
Вывод: __________________________________________
Ответ группы 1:
Успехи |
Трудности |
1. Освоение новых земель (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье) - выделение земель. 2. Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры |
1. Отсутствие новых форм труда. 2. Личная зависимость крестьян |
Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счёт освоения вновь присоединённых малонаселённых земель.
Ответ группы 2:
Успехи |
Трудности |
1. Высокие темпы развития (непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары). 2. Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие |
1. Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне. 2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур. 3. Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития |
Вывод: переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими - феодальными.
Ответ группы 3:
Успехи |
Трудности |
1. Развитие внутренней и внешней торговли: 1754 год - отмена внутренних торговых пошлин (оживление торговых связей). 2. Увеличение сельских торжков, ярмарок (втягивание крестьян в рыночные отношения). 3. Усиление товарообмена между городом и деревней. Ярмарки приобретают общероссийское значение |
1. Экспорт сырья и полуфабрикатов (зерно, металл). 2. Вывозились из страны в основном сырьё или полуфабрикаты (европейским поставщиком сырья). 3. Проникновение на внутренние рынки посредников - иностранных купцов |
Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.