ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить обучающихся с личностью Екатерины II и ее окружением; охарактеризовать особенности внутренней политики России данного периода; раскрыть суть политики “просвещенного абсолютизма”

Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией, текстами документов узнать об основных событиях внутренней политики Екатерины Второй; охарактеризовать государственное управление, сложившееся в годы правления Екатерины II

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление хронологической таблицы

Предполагаемый результат

Знать: направления внутренней политики; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий внутренней политики Екатерины II; объяснять причины перемены в политике Екатерины II; анализировать результаты деятельности Екатерины II

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

“Просвещенный абсолютизм”, секуляризация, конституция, городская дума, губерния, уезд, Уложенная комиссия

Важные даты

1762-1796 гг. - правление Екатерины II.

1765 г. - предоставление дворянам права отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия.

1762 г. - подтверждение указа Петра III от 18 февраля.

1762 г. - “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству”.

1765 г. - учреждение дворянского Вольного экономического общества (ВЭО).

1767 г. - запрещение крестьянам жаловаться на помещика.

1767 г. - созыв Уложенной комиссии.

1775 г. - губернская реформа.

1785 г. - “Жалованная грамота дворянству”.

1785 г. - “Жалованная грамота городам”.

1785 г. - закрепление монопольного права дворян на земли и крестьян

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение 1)

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Тест

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Организация работы с текстом документа “Исторический портрет” (см. Приложение 2). Задание: напишите в тетради слова, явления, факты - всё, что у вас возникает в памяти при упоминании имени Екатерины II

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Работа с текстом документа; прием “ассоциации”

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Еще при жизни Екатерины II называли ее Великой, Премудрой, Матерью отечества, Семирамидой Севера.

- Как вы думаете - это была лесть придворных или её деятельность была по масштабам сравнима

с деятельностью Петра I?

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Ответ на вопрос, выяснение затруднений

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует самостоятельную работу по тексту параграфа и дополнительному материалу (задания к уроку - см. Приложение 3).

Проверяет работы

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения заданий

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Работа по тексту параграфа и дополнительному материалу (задания к уроку). Анализ результатов

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

- Вернитесь к эпиграфу и дайте оценку деятельности Екатерины II

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. Отвечают на проблемный вопрос: - Внутренняя политика императрицы была противоречивой. Одним её направлением были мероприятия в духе “просвещенного абсолютизма”, а другим - усиление репрессивных мер.

В России не ослабли самодержавие и крепостное право. Но в то же время была проведена огромная законодательная и административная работа.

Армия и флот доставили немало славных побед России. Просвещение и деспотизм оказались неразрывно связанными между собой

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Ответ на поставленный проблемный вопрос. Устный контроль, объяснения, модельный ответ

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 24, вопросы, задания, документы (Приложение 3, Приложение 4)

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование














Приложение 1

Тест по теме “Внешняя политика в 1725-1762 гг.”

1. Соотнесите события и полководцев:

а) взятие Кольберга;

1. П. А. Румянцев.

б) взятие Берлина;

2. 3. Г. Чернышев.

в) Кунерсдорфское сражение;

3. В. В. Фермор.

г) Цорндорфское сражение;

4. П. С. Салтыков.

д) Гросс-Егерсдорфское сражение.


2. Кому принадлежат эти слова и когда они были сказаны: “Я вижу убитых русских, но я не вижу побежденных русских”?

3. Выберите верный ответ: В Семилетней войне союзницей России была:

а) Австрия;

б) Англия;

в) Польша;

г) Турция.

4. По завершении Семилетней войны Россия:

а) захватила часть территории Пруссии;

б) вернула захваченные территории Пруссии;

в) заключила союз с Пруссией;

г) поделила с Австрией территорию Польши.

5. Семилетняя война состоялась в годы правления:

а) Елизаветы Петровны;

б) Петра II;

в) Елизаветы Петровны и Петра III;

г) Екатерины I;

д) Петра III.

Ответы:

1

2

3

4

5

а-1

6-2

в-4

г-3

д-1

Фридрих П.

Цорндорфское сражение

а

в

а, д

Приложение 2

Исторический документ

1. Задание “Исторический портрет Екатерины И”.

2. В. О. Ключевский.

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило её учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем-ка хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать.

Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя.

Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У неё было две страсти, с летами превратившиеся в привычки, - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французки и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственным и художественным движениям века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр, - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю.

В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех, кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

***

Когда Екатерина была ещё великой княгиней, она не хотела, чтобы ее муж, Петр Федорович, занял престол. Она рассуждала, что лучше быть матерью малолетнего императора (Павла), чем супругой такого государя, как Петр III. И хотя Петр III стал императором, Екатерина не чувствовала себя побежденной. Ей было в это время 33 года, она была в расцвете сил, она многому научилась за 16 лет унижений и зависимости. Теперь после осуществления своих планов Екатерина стала свободной и самостоятельной. Естественно, не любовь к русскому народу, а жажда властвовать привела Екатерину на русский престол. Хотя нельзя не сказать о том, что она проявляла большой интерес к России, ее культуре, обычаям, развитию самого государства.

Коронация Екатерины происходила в Москве 22 сентября 1762 года, в честь чего были устроены большие торжества и празднества. Сразу же после этого она не забыла щедро вознаградить тех, кто помог ей взойти на престол. В первую очередь, она уделила внимание гвардейским офицерам, раздала дворянам 800 тысяч государственных крестьян.

Екатерина приняла все меры, чтобы обезопасить себя от каких бы то ни было претендентов на престол. Она усилила наблюдение за детьми Анны Леопольдовны и контролировала всю их жизнь. Распорядилась усилить охрану бывшего императора Ивана VI Антоновича, томящегося за стенами Шлиссельбургской крепости. Узнав о том, что его пытались освободить, Екатерина II приказала немедленно казнить освободителя В. Я. Мировича.

Когда в России распространились слухи, что в Италии появилась некая юная, красивая женщина, называвшая себя княжной Таракановой и дочерью Елизаветы Петровны и А. Г. Разумовского, Екатерина II отправила А. Г. Орлова с целью захватить ее. Да, по многим источникам, действительно такая женщина появилась в Италии. Она представлялась то дочерью гетмана Кирилла Разумовского (здесь необходимо отметить, что, выдавая себя за дочь Елизаветы Петровны, она и не задумывалась над тем, что в таком случае отец ее не Кирилл, а Алексей), то черкасской княжной Волдомирой, фрау Шолль, госпожой Франк, Бети из Оберштейна, княжной Елизаветой, персиянкой Али-Эмета, графиней Пинненбург из Голштинии, пани Зелинской из Краковии. В довершение ко всему, она утверждала, что Пугачев ее брат. Эта дама владела французским, немецким, итальянским, польским языками, превосходно стреляла, фехтовала, талантливо чертила и рисовала, разбиралась в архитектуре. Она имела связи с государственными деятелями других стран. Вот почему так быстро среагировала и испугалась Екатерина II.

А. Г. Орлов притворился влюбленным в княжну Тараканову, справил свадьбу, обманом завлек её на корабль и взял под стражу. Затем эту женщину привезли в Петербург, заточили в крепость, где ее допрашивал фельдмаршал А. М. Голицын. Находясь в тюрьме, перед смертью клялась, что является дочерью Елизаветы и Разумовского.

Приложение 3

Раздаточный материал к уроку по теме “Внутренняя политика Екатерины ІІ”

Направления

Причины

Факты

Значения

Последствия

“Просвещенный абсолютизм”





Рост привилегий дворянства





Преследование недовольных





Ответы к таблице.

Внутренняя политика Екатерины II (заполненная таблица):

Направления

Причины

Факты

Значения

Последствия


“Просвещенный абсолютизм”

Увлечение философией Просвещения.

Тяжелое положение российского народа

1767-1768 гг. - деятельность Уложенной комиссии.

1775 г. - введение свободы предпринимательства.

1786 г. - попытка ввести всеобщее начальное образование и т. д.

Попытка монарха разделить власть с обществом. Попытка помочь людям заработать себе на жизнь

Некоторые депутаты выступали против крепостного права. Уложенная комиссия распущена. Постепенное преодоление экономического упадка


Рост привилегий дворянства

Екатерине II была нужна поддержка дворянства, так как она пришла к власти в результате дворцового переворота

1783 г. - введение крепостного права на Украине.

Раздача государственных крестьян дворянам.

1785 г. - “Жалованная грамота дворянству”

Ухудшение положения крестьян. Дворяне получают выборное самоуправление и право обращаться к императрице с просьбами, советами и т. п.

Дворяне становятся привилегированным сословием

Преследование недовольных

Рост привилегий дворянства за счет ухудшения жизни крестьян породил недовольных даже среди дворян

1790 г. - А. Н. Радищев публикует книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”, в которой призывает отменить крепостное право и самодержавие. Книга запрещается, Радищев - в ссылке

Екатерина II отказывается от политики “просвещенного абсолютизма”

Прекращение реформ









Приложение 4

“Просвещенный абсолютизм” Екатерины II

“Просвещенный абсолютизм” - политика Екатерины II, провозгласившей основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения.

Уложенная комиссия (1767-1768)

Состав (564 депутата всего)

Правительственные

Учреждения (чиновники) - около 5 %

Дворянство -      около 30 %

Государственные крестьяне - около 14%

Горожане -      около 39 %

Казаки, иногородцы и др. - около 12 %




Цели созыва Уложенной комиссии

Результаты её работы

1. Выработка нового свода законов.

2. Выявление настроений разных слоев общества.

3. Обсуждение наказов депутатов

1. Выработать новое уложение не удалось. Роспуск комиссии.

2. Отмена крепостного права невозможна.

3. Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу. Раскол в среде дворянства (потомственное и личное)

Политика “просвещенного абсолютизма”, несмотря на либеральные идеи, отличались социально-политическим консерватизмом: предоставление прав и привилегий дворянам и горожанам, реформы госаппарата сохранили абсолютизм и укрепили крепостничество.






Для любых предложений по сайту: [email protected]