История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1725-1762 ГОДАХ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Охарактеризовать основные направления политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II |
Задачи урока |
Определить значение присоединения к Российской империи казахских земель и Горного Алтая; дать оценку участия России в Семилетней войне; закрепить у обучающихся умение работать с картой, картосхемами, историческими документами; на примере полководческого искусства П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова формировать патриотические чувства и любовь к Отечеству |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление хронологической таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: причины войн периода истории 1725-1762 гг.; направления внешней политики Российской империи 1725- 1762 гг.; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных событий внешней политики Российской империи 1725-1762 гг.; объяснять причины войн периода истории 1725-1762 гг.; анализировать результаты внешней политики; работать с исторической картой |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
Основные понятия |
Реванш |
Важные даты |
1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымским ханством. 1741-1743 гг. - русско-шведская война. 1756-1763 гг. - Семилетняя война. Август 1758 г. - сражение при Цорндорфе. Август 1759 г. - сражение при Кунерсдорфе. Сентябрь 1760 г. - взятие русскими Берлина. 1761 г. - захват войсками П. А. Румянцева Кольберга |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Организация работы по рабочему листу (см. Приложение 1) |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Ответы на вопросы, рабочий лист (часть работы - домашнее задание) |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Слыхал ли кто из в свет рожденных, Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот! М. В. Ломоносов |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Обмен мнениями |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Представляет направления внешней политики России в 1725-1762 годах |
Демонстрируют знания и умения по теме. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения заданий |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Таблица (см. Приложение 2) |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу групп по заданиям (см. Приложение 2) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Демонстрируют знания и умения по теме. Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Организация работы обучающихся по заполнению итоговой таблицы (см. Приложение 3). Вывод о результатах внешней политики, возвращение к эпиграфу |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Итоговая таблица (задания для групп). Корректировка или защита собственных выводов по эпиграфу |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 23, вопросы, задания, документы, рабочий лист |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение 1
Рабочий лист урока по теме “Внешняя политика в 1725-1762 годах”
I. Подумайте, что могут означать эти цифры, и соотнесите их с именами монархов.
Задание. Ответ:
1. Петр I |
а) 34 |
2. Елизавета Петровна |
б) 43 |
3. Анна Иоанновна |
в) 20 |
4. Екатерина II |
г) 10 |
В результате Северной войны Россия (обведите нужную цифру):
1. Завоевала выход в Балтийское море.
2. Лишилась части своей северной территории.
3. Укрепила свое международное положение.
4. Потеряла свою независимость.
Впишите даты и события:
Дата |
Сражение |
1695-1696 гг. |
|
Прутский поход Петра I |
|
1700-1721 гг. |
ІІ. Важнейшие даты:
1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымом;
1741-1743 гг. - русско-шведская война;
1756-1763 гг. - Семилетняя война;
1758 г. - сражение при Цорндорфе;
август 1759 г. - сражение при Кунерсдорфе;
сентябрь 1760 г. - взятие русскими Берлина;
1761 г. - захват войсками П. А. Румянцева Кольберга.
Выдающиеся личности: Б. К. Миних, А. П. Бестужев-Рюмин, Фридрих II Великий, П. С. Салтыков.
Документ:
Что стоял - стоял прусский король на крутой горе,
Что смотрел-то глядел на Берлин-город!
“Охти! Батюшка укрепушка, Берлин-город!
Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?
Доставалась моя урепушка царю белому,
А еще генералушке Краснощекому!”
Уж как ходит Краснощекий с купцом по торгу,
Закупает Краснощекий свинцу-пороху,
Заряжает Краснощекий сорок пушечек,
Пробивает Краснощекий стену каменну,
' Достает Краснощекий короля прусского:
Как король прусский под столиком
Сидел Серым котиком;
Из палат-то он вылетывал Черным вороном;
По синю морю высплавливал Сизым селезнем.
Вопрос к документу:
- О каком из военных походов эпохи рассказывает солдатская песня?
Приложение 2
Основные направления внешней политики России в 1725-1762 годах
Запад |
Юг |
Восток |
|
Цели, задачи |
|||
Результат |
Группа 1. Задание 1. Взаимоотношение России и Речи Посполитой.
Вопросы классу:
- Почему в 30-е годы XVIII века в Европе началась борьба за “польское наследство”?
- Чем было вызвано вмешательство России в польские дела?
Группа 2. Задание 2. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.
Вопросы:
- Что явилось поводом, а что - причинами русско-турецкой войны?
- Охарактеризуйте результат русско-турецкой войны для России?
Группа 3. Задание 3. Присоединение Казахстана и Горного Алтая к России.
Вопросы:
- Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?
- Какое значение для народов Казахстана и Горного Алтая имело вхождение в состав России?
Группа 4. Задание 4. Русско-шведская война.
Вопросы:
- Почему Швеция стремилась вернуть свои утраченные в Северной войне позиции?
- Объясните, почему Россия одержала практически легко победу над Швецией в 1741-1743 гг.
- Охарактеризуйте результат русско-шведской войны для России.
Группа 5. Задание 5. Участие России в Семилетней войне.
Вопросы:
- Как повлияла смена монархов на ход Семилетней войны?
- Проанализируйте и сравните деятельность царедворцев и верных своему долгу солдат и полководцев в период Семилетней войны.
- В чем заключалась разница между русской и прусской армией?
Приложение 3
Задание для групп
Заполните таблицу:
Дата сражения |
Место |
Командующий русскими войсками |
Итоги |
1757 г. |
|||
1758 г. |
|||
1758 г. |
|||
1759 г. |
|||
1759 г. |
|||
1760 г. |
|||
1761 г. |
|||
1762 г. |
Итоговая таблица “Внешняя политика России в 1725-1762 гг.”
Кто проводил |
События |
Результат |
Анна Иоанновна |
||
Елизавета Петровна |
||
Петр III |