История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIІІ ВЕКА
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
Охарактеризовать причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века; представить основные направления развития русской культуры; познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России; познакомить с новыми явлениями в области культуры, быте, введенными Петром I; развивать умения у обучающихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства |
|
Задачи урока |
На основе работы с дополнительной информацией, полученной самостоятельно, узнать об основных изменениях в культуре и быте XVIII века; в ходе коллективного обсуждения осознать роль преобразований Петра Первого в области культуры и быта |
|
Формы, приемы, методы |
Работа в группах; прием “банк идей” |
|
Предполагаемый результат |
Знать: причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века; основные направления развития русской культуры; основные понятия темы. Уметь: самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства; определять место и роль основных событий; объяснять причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века; анализировать результаты изменений в первой четверти XVIII века |
|
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
|
Педагогические технологии |
Метод учебного проекта |
|
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), портреты, иллюстрации |
|
Основные понятия |
Академия наук, ассамблеи, барокко, лексикон, светский, графика, классицизм, летоисчисление, Кунсткамера, навигационные науки |
|
Важные даты |
1701 г. - открытие в Москве школы математических и навигационных наук. 1707 г. - открытие Медицинского училища. 1714 г. - открытие Кунсткамеры. 1714 г. - открытие публичной библиотеки. 1725 г. - открытие Российской академии наук |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
||
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проверка домашнего задания. Организация работы творческих групп по материалам домашнего задания обучающихся |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Ответы на вопросы |
Включение в учебный процесс |
||
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Проблемный вопрос: - Что нового появилось в культурном развитии России в первой четверти XVIII века? Определите, в чьих интересах проводились реформы культуры. Целесообразно перед обучающимися раскрыть исторические условия столь бурного развития русской культуры, изменения в быту в данное время |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
||
3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Реформы Петра I порождали очень горячие споры современников и историков. Для одних реформы Петровского времени были гениальными, для других - вредными для России. Но, если обратиться к мнению русского философа В. С. Соловьева, положительным итогом Петровского времени был выход России, особенно русской культуры, из самоизоляции от европейского мира. Работая в проектных группах на примере своей темы (в соответствии с домашним заданием), опровергните или докажите эту точку зрения |
Демонстрируют знания и умения по теме. Поскольку группы были сформированы на уроке по темам подготовленных сообщений, обучающиеся для ответа на вопрос и задание обменяются информацией, приведут аргументы в защиту своей точки зрения и подготовятся к защите своего проекта |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Приём “банк идей” |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
||
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация проверки работы групп |
Ориентируются в информации. Фиксируют выводы о новых явлениях в культуре и быте в тетради по каждому проекту групп |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные |
Работа с историческими документами |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Поведение итогов уроков |
Делают вывод о значении реформ Петра Первого |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
||
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 17-18, составить тест по теме “Изменения в культуре и быте XVIII века” |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |