ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

Тип урока

Комбинированный


Цель урока

Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами


Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом дворцовых переворотов; установить логические связи между событиями эпохи дворцовых переворотов с помощью генеалогического древа династии Романовых; в ходе коллективного обсуждения осознать роль гвардии и дворянства в эпоху дворцовых переворотов


Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “банк идей”, составление генеалогического древа


Предполагаемый результат

Знать: причины дворцовых переворотов; основные понятия темы; основных исторических персонажей эпохи.

Уметь: определять место и роль основных событий эпохи дворцовых переворотов; объяснять причины дворцовых переворотов; анализировать результаты деятельности правителей эпохи дворцовых переворотов


Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные


Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Кондиции, фаворит, гвардия, верховники, бироновщина

Важные даты

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра III.

1762 г. - начало царствования Екатерины II

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1.Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Задание: предположите, какие черты были присущи историческому периоду, получившему название “эпоха дворцовых переворотов”?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Прием “банк идей”

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Почему в России после кончины Петра Первого установилась эпоха дворцовых переворотов?

- Предположите, кто мог стать наследником Петра I.

- Подумайте, между какими силами могла начаться борьба

за власть после смерти императора-реформатора

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Составление

генеалогического

древа

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Рассказывает о правлении Екатерины I и Петра II.

Вопросы:

1. Какую роль во время царствования Екатерины I и Петра II играл Верховный тайный совет? (задание к тексту “Кондиции” - см. Приложение).

Коротко рассказывает о правлении Анны Иоанновны.

Вопросы для беседы:

1. Подумайте, что позволило Анне Иоанновне уничтожить кондиции?

2. Почему не удалось задуманное “верховникам”?

3. Почему время царствования Анны Иоанновны получило

в истории название “бироновщина”?

4. Какие черты характерны для бироновщины?

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Ответы на вопросы, работа с источниками

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Рассказывает о завещании Анны Иоанновны, трагическом правлении Ивана VI Антоновича, воцарении Елизаветы Петровны. Вопросы:

1. Почему, на ваш взгляд, русское дворянство и русская гвардия выступили против наследников императрицы Анны Иоанновны?

2. Почему Елизавета Петровна, совершая переворот, обратилась за помощью к офицерам и солдатам Преображенского полка? (Возможно использовать текст обращения в презентации.)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения заданий

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Продолжение работы над генеалогическим древом. Ответы на вопросы, обмен мнениями

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-, познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Рассказывает о правлении Елизаветы Петровны, Петре III и Екатерине II.

Вопросы:

1. Подумайте, почему русское общество было недовольно правлением Петра III.

2. Спрогнозируйте, чем могло закончиться правление наследника Елизаветы Петровны

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, обмен мнениями

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Задание: сформулируйте и предложите свое определение исторического понятия “эпоха дворцовых переворотов”

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные

Работа в парах

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия

по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Тест на закрепление (презентация)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 20-21, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Прогнозирование

Приложение

Кондиции

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

• Ни с кем войны не всчинять.

• Миру не заключать.

• Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

• В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

• У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

• Вотчины и деревни не жаловать.

• В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

• Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

(Хрестоматия по истории СССР / сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. 2.)

Задание:

1. Изучите текст кондиций Анны Иоанновны.

2. Ответьте на вопросы:

- С какой целью был составлен документ?

- В чем состояла власть императора по условиям кондиций?

- Можно ли такую власть считать самодержавной?

- Кому, по условиям кондиций, передавалась государственная власть?






Для любых предложений по сайту: [email protected]