История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами |
|
Задачи урока |
На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом дворцовых переворотов; установить логические связи между событиями эпохи дворцовых переворотов с помощью генеалогического древа династии Романовых; в ходе коллективного обсуждения осознать роль гвардии и дворянства в эпоху дворцовых переворотов |
|
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “банк идей”, составление генеалогического древа |
|
Предполагаемый результат |
Знать: причины дворцовых переворотов; основные понятия темы; основных исторических персонажей эпохи. Уметь: определять место и роль основных событий эпохи дворцовых переворотов; объяснять причины дворцовых переворотов; анализировать результаты деятельности правителей эпохи дворцовых переворотов |
|
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
|
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
|
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
|
Основные понятия |
Кондиции, фаворит, гвардия, верховники, бироновщина |
|
Важные даты |
1725-1727 гг. - правление Екатерины I. 1727-1730 гг. - царствование Петра II. 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны. 1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича. 1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны. 1761-1762 гг. - правление Петра III. 1762 г. - начало царствования Екатерины II |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1.Opганизационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Задание: предположите, какие черты были присущи историческому периоду, получившему название “эпоха дворцовых переворотов”? |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Прием “банк идей” |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Почему в России после кончины Петра Первого установилась эпоха дворцовых переворотов? - Предположите, кто мог стать наследником Петра I. - Подумайте, между какими силами могла начаться борьба за власть после смерти императора-реформатора |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Составление генеалогического древа |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Рассказывает о правлении Екатерины I и Петра II. Вопросы: 1. Какую роль во время царствования Екатерины I и Петра II играл Верховный тайный совет? (задание к тексту “Кондиции” - см. Приложение). Коротко рассказывает о правлении Анны Иоанновны. Вопросы для беседы: 1. Подумайте, что позволило Анне Иоанновне уничтожить кондиции? 2. Почему не удалось задуманное “верховникам”? 3. Почему время царствования Анны Иоанновны получило в истории название “бироновщина”? 4. Какие черты характерны для бироновщины? |
Демонстрируют знания и умения по теме |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Ответы на вопросы, работа с источниками |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Рассказывает о завещании Анны Иоанновны, трагическом правлении Ивана VI Антоновича, воцарении Елизаветы Петровны. Вопросы: 1. Почему, на ваш взгляд, русское дворянство и русская гвардия выступили против наследников императрицы Анны Иоанновны? 2. Почему Елизавета Петровна, совершая переворот, обратилась за помощью к офицерам и солдатам Преображенского полка? (Возможно использовать текст обращения в презентации.) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения заданий |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Продолжение работы над генеалогическим древом. Ответы на вопросы, обмен мнениями |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-, познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Рассказывает о правлении Елизаветы Петровны, Петре III и Екатерине II. Вопросы: 1. Подумайте, почему русское общество было недовольно правлением Петра III. 2. Спрогнозируйте, чем могло закончиться правление наследника Елизаветы Петровны |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, обмен мнениями |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Задание: сформулируйте и предложите свое определение исторического понятия “эпоха дворцовых переворотов” |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа в парах |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Тест на закрепление (презентация) |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 20-21, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Кондиции
Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
• Ни с кем войны не всчинять.
• Миру не заключать.
• Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
• В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
• У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
• Вотчины и деревни не жаловать.
• В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
• Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
(Хрестоматия по истории СССР / сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. 2.)
Задание:
1. Изучите текст кондиций Анны Иоанновны.
2. Ответьте на вопросы:
- С какой целью был составлен документ?
- В чем состояла власть императора по условиям кондиций?
- Можно ли такую власть считать самодержавной?
- Кому, по условиям кондиций, передавалась государственная власть?