История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
Дать представление о правлении Федора Ивановича; показать путь Бориса Годунова к царской власти; сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний; представить главные направления внешней политики; выяснить причины Смутного времени |
|
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом правления Бориса Годунова; установить логические связи между событиями конца царствования Ивана Грозного и началом правления Бориса Годунова; в ходе коллективного обсуждения осознать роль личности в истории |
|
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы |
|
Предполагаемый результат |
Знать: причины пресечения династии Рюриковичей; направления политики Бориса Годунова; основные понятия. Уметь: определять место и роль основных событий периода правления Бориса Годунова; объяснять причины появления самозванцев; анализировать результаты проводимой политики Бориса Годунова |
|
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
|
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
|
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями |
|
Основные понятия |
Смута, авантюрист, самозванец, дети боярские, патриаршество, крепостное право |
|
Основные события |
1584-1598 гг. - царствование Федора Ивановича. |
|
1598-1605 гг. — царствование Бориса Годунова. |
||
23 января 1589 г. - введение патриаршества в России. |
||
1597 г. - Указ об “урочных летах”, начало сыска крестьян. |
||
1590-1593 гг. - Русско-шведская война. |
||
15 мая 1591 г. - смерть царевича Дмитрия в Угличе. |
||
17 февраля 1598 г. - Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. |
||
1603 г. - восстание под предводительством Хлопка. |
||
1601-1602 гг. - неурожайные, голодные годы. |
||
16 октября 1604 г. - Лжедмитрий I перешел русскую границу и двинулся на Москву |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- 18 марта 1584 года скончался царь Иван Грозный. Высшую оценку он дал себе сам: “Всеми ненавидим, один есть”. Вопросы: - Что позволило царю так о себе высказаться? - Кратко сформулируйте итоги царствования |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Фронтальный опрос |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- От первого брака у Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной- Юрьевой остался сын Федор. По отзывам современников, царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него был ястребиный, поступь нетвердая; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостлив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен”. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, мог ли царь Федор решать проблемы, возникшие в государстве? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Организуют поиск ответа на проблемный вопрос |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с историческим источником |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Четырнадцать лет занимал престол Федор Иванович (Иоаннович) с 1584 по 1598 гг. По крайней мере, тринадцать из них фактическим правителем был Борис Федорович Годунов. 1. Что помогло Борису Годунову приблизиться к царскому двору? 2. Как историки оценивают Бориса Годунова? К 1595 г. официальный титул Бориса Годунова приобрел следующий вид: “Царский шурин и правитель, слуга и конюший боярин, и дворовый воевода, и содержатель великих государств - царства Казанского и Астраханского”. - В чем можно усмотреть двусмысленность титула “царский правитель” применительно к Годунову? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с текстом учебника, с. 6 |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. Поиск информации по учебнику |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. • Внутренняя политика Б. Годунова. • Закрепощение крестьян. - В 1597 году был издан Указ об “урочных летах”, согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ “до нынешнего... году за пять лет”, подлежали сыску, суду и возвращению “назад, где хто жил”. На бежавших шесть лет и более указ не распространялся, прежним владельцам их не возвращали. Работа с термином:крепостное право - это система юридических норм феодального государства, которая закрепляет наиболее полную форму крестьянской зависимости от феодала |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Решают историческую задачу: “3 мая 1594 г. дьяк Андрей Щелкалов решал спор между двумя новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым. Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Ивана Грозного”. 1. Какое решение вы бы вынесли, окажись на месте дьяка? 2. Как бы вы его обосновали? Заполняют таблицу “Этапы закрепощения крестьян” (см. Приложение) |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Таблица “Этапы закрепощения крестьян”, историческая задача |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи |
• Городское строительство. Работа с картой. - Найти и показать на карте города, возникшие в это время: Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара. • Просвещение и книгопечатание. • Учреждение патриаршества. - Чем вы объясните введение в России патриаршества? • Внешняя политика Б. Годунова |
Ориентируются на получение конкретного результата. Работают с картой - показывают города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара. - Прекратилась зависимость Русской православной церкви от Константинопольской. - Возрос престиж России, ставшей одной из мировых держав. При этом Русская православная церковь, став независимой от Константинополя, попала в зависимость от светской власти. Работа по алгоритму. План описания военных действий: 1. Название, дата. 2. Причины, повод. 3. Ход. 4. Итоги, результат |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с картой, учебником. Самостоятельная работа в парах по алгоритму (план описания военных действий) |
Умение ориентироваться в содержании предмета. Поиск информации по учебнику |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Обращает внимание обучающихся на следующие факты: • Борис Годунов был очень осторожным политиком. Он предпочитал вести переговоры с иностранными государствами, а не войну. Удалось улучшить отношения с Польшей. Активизировались связи с государствами Центральной Азии. Южные границы обрели мощные укрепления. • Россия вела войну со Швецией, стремясь вернуть побережье Финского залива, потерянное в ходе Ливонской войны |
Ориентируется в информации. Делают выводы о внутренней и внешней политике: - Вся деятельность правительства Бориса Годунова была направлена на восстановление престижа Русского государства и утверждение международного авторитета Русской православной церкви. - Новое правительство должно было решить две основные задачи: 1) Преодолеть разруху и восстановить нормальную хозяйственную жизнь. 2) Сплотить верхушку общества |
Учебно- познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа с информацией |
Умения использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета |
В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов. По мнению историка В. Н. Татищева, Борис Годунов проявил себя как коварный человек и все его действия были “во вред и к разорению государства”. - Согласны ли вы с данным утверждением? Свою позицию обоснуйте |
Высказывают и отстаивают свою точку зрения на период правления Бориса Годунова; приводят аргументы в защиту своей точки зрения |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Контроль усвоения полученных знаний и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 1, с. 6-10, записи в тетради, новые слова, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Этапы закрепощения крестьян
Период/дата |
Название документа |
Содержание документа |
1497 г. |
Судебник Ивана III (Указ о Юрьевом дне) |
Ограничение перехода крестьян двумя неделями в году с уплатой пожилого |
1550 г. |
Судебник Ивана IV |
Подтверждение решения 1497 г. о Юрьевом дне, увеличение пожилого |
1581 г. |
Указ Ивана IV (о “заповедных летах”) |
Запрещение перехода крестьян в Юрьев день |
1597 г. |
Указ при Федоре Иоанновиче (об “урочных летах”) |
Введение 5-летнего сыска беглых крестьян |
Начало XVII в. |
Указ при Василии Шуйском |
Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет |
1649 г. |
Соборное уложение при Алексее Михайловиче |
Отмена “урочных лет”. Бессрочный сыск беглых крестьян. Окончательное закрепощение |