История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА - Урок 2
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Дать представление о правлении Федора Ивановича; показать путь Бориса Годунова к царской власти; сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний; представить главные направления внешней политики; выяснить причины Смутного времени |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом правления Бориса Годунова; установить логические связи между событиями конца царствования Ивана Грозного и началом правления Бориса Годунова; в ходе коллективного обсуждения осознать роль личности в истории |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: причины пресечения династии; направления политики Бориса Годунова; основные понятия. Уметь: определять место и роль основных событий периода правления Бориса Годунова; объяснять причины появления самозванцев; анализировать результаты проводимой политики Бориса Годунова |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями |
Основные понятия |
Смута, авантюрист, самозванец, дети боярские, патриаршество, крепостное право |
Основные события |
1584-1598 гг. - царствование Федора Ивановича. 1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова. 23 января 1589 г. - введение патриаршества в России. 1597 г. - Указ об “урочных летах”, начало сыска крестьян. 1590-1593 гг. - Русско-шведская война. 15 мая 1591 г. - смерть царевича Дмитрия в Угличе. 17 февраля 1598 г. - Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. 1603 г. - восстание под предводительством Хлопка. 1601-1602 гг. - неурожайные, голодные годы. 16 октября 1604 г. - Лжедмитрий I перешел русскую границу и двинулся на Москву |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов. “Привел меня Бог видеть злое дело, Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич На некое был послан послушанье; Пришел я в ночь. Наутро в час обедни Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я спешу туда же - а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный царевич...” Просит обучающихся прокомментировать текст |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственные мысли на основе изученного материала параграфа дома |
Регулятивные, личностные |
Проверка домашнего задания, фронтальный опрос |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- 15 мая 1591 г. отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе в предсмертных судорогах бился младший брат и наследник царя Федора - восьмилетний царевич Дмитрий. Проблемный вопрос: - Как вы думаете: это убийство или несчастный случай? Предположите свою версию. Кому была выгодна смерть царевича Дмитрия? |
Выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении. Организуют поиск ответа на проблемный вопрос |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с историческим источником |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Спор о причинах гибели Дмитрия продолжается до сих пор. 6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась правившая в России династия Рюриковичей. В 1598 г. - Земский собор избрал Бориса на царство. Проблемный вопрос: - Какие силы помогли Борису стать царем? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с текстом учебника, с. 9-10 |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов: - Какие манеры поведения были присущи Борису Годунову? - Какое впечатление производил царь Борис на современников? - Какие положительные качества были свойственны Борису Годунову? Царствование Бориса ознаменовалось сближением с Западной Европой. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободил их от налогов и предоставил право беспошлинной торговли. “Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада” |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют высказывание, самостоятельно высказывают свои суждения о личности Бориса Годунова |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с документом (см. Приложение) |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова, А по ночам всходило две луны. Два солнца по утрам светило с неба, С свирепостью на дальний мир смотря. И вопль протяжный: “Хлеба! Хлеба! Хлеба!” - Из тьмы лесов стремился на царя. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот - озверенены и неодеты, И сны осуществились наяву... К. Д. Бальмонт - Назовите экономические проблемы, с которыми столкнулся Борис Годунов в 1601-1603 гг. |
Организуют поиск ответа на вопросы, выясняют причинно-следственные связи, прогнозируют реакцию общества на сложившуюся ситуацию |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Самостоятельная работа с литературным источником |
Умение ориентироваться в содержании предмета |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Обращает внимание обучающихся на следующий факт: - В народе зрела мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствие Бориса не благословляется Богом, потому оно беззаконно, достигнуто неправдой. - Какая могла быть реакция народа на происходящие события? (Народные восстания.) В это время по стране поползли слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Рассказывает о Григории Отрепьеве. Работа с картой: - Покажите путь продвижения войск самозванца на Москву. Почему Лжедмитрий выбрал именно такой путь: через Чернигов и Северские земли, а не короткий и прямой путь - через Смоленск? - В чем причина успеха Лжедмитрия? |
Ориентируются в информации. Отвечают на вопросы: - Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские воеводы сумели разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось - было уже слишком поздно. - Самозванец выбрал длинный путь через Чернигов и Северские земли, а не короткий и прямой путь - через Смоленск, так как в Чернигове и Северских землях оставались недовольные политикой Годунова - это были участники восстания Хлопка |
Учебно- познавательные, информационные, коммуникативные, личностные |
Работа с информацией по учебнику, с. 11. Работа с картой (экран) |
Умения использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета |
- Верно ли утверждение? “Царь Борис - это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом”. - Что, по вашему мнению, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить свое положение на троне? - Можно ли считать, что правление Бориса Годунова обещало улучшить внутреннее положение в стране, но “сложный случай распорядился по-иному”? Рассказывает о приходе к власти самозванца. Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла. А. С. Пушкин |
Делают выводы, высказывают мнение о деятельности царя Бориса Годунова |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Контроль усвоения полученных знаний и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме...Домашнее задание: § 1, вопросы, записи в тетради, новые слова, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Документ
Профессор С. Г. Устюгов: “Англичанин отметил величественные манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. Борис цвел “благолепием” и “образом своим многих людей превзошел”. Обладая несокрушимой волей, Годунов производил впечатление мягкого человека. В минуту душевного волнения на его глаза навертывались слезы. Годунов поражал современников своим постоянством в семейной жизни и привязанностью к детям”.