История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ В XVI-XVIII ВЕКАХ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Познакомить с курсом истории России в 7 классе; дать представление о хронологических рамках истории новой России |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом истории России в XVI-XVIII вв., установить логические связи между событиями “бунташного” века; в ходе коллективного обсуждения осознать роль России в мировой геополитике |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе, составление генеалогической таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: причины и направления политики русских правителей; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных событий истории России; анализировать результаты деятельности правителей России |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты, карты “Российское государство во второй половине XVI века”; “Российская империя во второй половине XVIII века” |
Основные понятия |
Хронология, Новое время, “бунташный” век, геополитика |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Эпиграф: Время? Время дано... Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившись в нём. Н. Коржавин |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственные мысли об изучаемом периоде |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Включение в учебный процесс |
|
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Вопросы: - Каковы хронологические рамки курса истории, который нам предстоит изучить в 7 классе? - Как называется исторический этап, который соответствует данным хронологическим рамкам? |
Выдвигают варианты формулировки ответов на вопросы, формулируют цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Организация работы с картой. - Перечислите народы и государства, которые жили на этой территории к рубежу Средневековья и Нового времени. - Как вы думаете, какие религии исповедовали различные народы, жившие на территории современной России? |
Демонстрируют знания и умения по теме. Находят и показывают на карте территорию России в конце XVI и в конце XVIII века. Сравнивают изменения территории России в данный период. - На территории России проживало много разных народов: русские, ненцы, коряки, чукчи, ханты, манси, чуваши, мордва, татары и другие народы. - На территории России в конце Средневековья располагалось Российское государство и государства-наследники Золотой Орды: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство и т. д. - Православие, ислам, буддизм, язычество. Делают вывод о том, что на рубеже Средневековья и Нового времени у народов, населявших территорию современной России, не было ничего общего, сейчас наши народы объединяет то, что мы граждане одной страны. Формулируют проблему: Как Россия стала единой большой страной? |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с картой |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. На экране - иллюстративный ряд правителей данного периода: портреты правителей (http://www.hrono.ru/biograf/ bio_l/lzhedml.php) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Делают вывод: - Данный период истории, его противоречивость и неоднозначность, - такую проблему нам предстоит изучать в течение полугодия |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Таблица, схема |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Предлагает обучающимся прокомментировать каждый из разделов учебника |
Ориентируются на получение конкретного результата. Излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в парах |
Коммуникативные умения по распределению обязанностей. Поиск информации по учебнику |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Знакомит обучающихся со значением понятия: геополитика - система политических взглядов, признающая и учитывающая роль географических факторов, то есть территориальное положение страны, ее природные ресурсы и климат, в жизни общества и государственной политике. - Именно в данный период Россия прошла сложный политический путь от молодого государства до империи, без которой не решались важные вопросы в Европе и мире |
Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа с текстом учебника |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из учебника, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков |
Комментирует выступления обучающихся, уточняя информацию о данном периоде истории — его противоречивости и неоднозначности |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. - Россия становится обширной евразийской державой; Россия обретает статус великой европейской державы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (схема правителей) |
Умение высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений об истории России. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: - Найдите определения и разные значения слова “смута” |