История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Познакомиться с состоянием экономики России к началу XVIII века; раскрыть основные направления экономической политики Петра I; охарактеризовать экономические преобразования и их итоги в первой четверти XVIII века |
Задачи урока |
На основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с развитием экономики России в первой четверти XVIII века; установить логические связи между реформами Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль экономических преобразований |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “кластер” |
Предполагаемый результат |
Знать: причины отставания России от стран Европы; направления экономической политики Петра Первого; основные понятия темы. Уметь: определять роль и значение экономических реформ Петра Первого; объяснять причины экономических реформ; анализировать результат экономических преобразований |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карточки с заданиями |
Основные понятия |
Протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, ревизия, мануфактура, подушная подать, челобитная, посессионные работы |
Основные даты |
1714 г. - поместье приравнено к вотчине. 1718 г. - начало поименной переписи податного населения. 1724 г. - введение подушной подати |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проверка домашнего задания. Предлагает обучающимся: 1) заполнить в карточках пропуски текста о преобразованиях, проведенных Петром I в военной, государственной, социальной и духовной сфере (см. Приложение 1); 2) сделать вывод о значении данных реформ для России |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли. Заполняют пробелы в карточке “Реформы Петра”. Говорят о значении данных реформ, делают вывод об их прогрессивности |
Регулятивные, личностные |
Устные и письменные ответы |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Ответьте на проблемный вопрос, который подведет к пониманию важности данной темы: - Что же все-таки является определяющим в благосостоянии и развитии общества любого государства? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Ответы на проблемный вопрос |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Формулирование темы и цели урока. Организация решения учебных задач: 1. Проанализировать состояния экономики России на конец XVII в. В игровом моменте просит обучающихся отгадать, по какой отрасли они будут работать в группах, давая определение значению отрасли. Предлагает составить кластер на основе главных смысловых блоков. 2. Понять особенность и основные направления экономической политики Петра I. 3. Охарактеризовать итоги экономического развития. Вступительное слово по вопросу 1 |
Демонстрируют знания и умения по теме. Выделяют в вопросе 1 причины отставания России от западных держав. Записывают в тетрадь тему и основные направления экономической политики. Работают с терминами:меркантилизм и протекционизм. Работают с текстом учебника по § 16. Составляют кластер. Защищают результат группы у доски |
Учебно-познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
Приём “кластер”. Работа в группах |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через кластер. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков |
Предлагает подвести итоги экономических преобразований к концу правления Петра I (тест — см. Приложение 2) |
Подводят итоги деятельности Петра I в экономической сфере. Оценивают собственную деятельность |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы теста. Формулировка вывода по теме |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: подготовить материалы по теме “Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века” |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение 1
Карточка “Реформы Петра”
Прочитайте текст “Реформы Петра” и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован _________, ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы _________, работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал _________.
4. Страна была разделена на 8 _________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5. С принятием в 1722 году _________ все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
Приложение 2
Тест по теме “Экономика России в первой четверти XVIII века”
Выберите правильный ответ:
1. Одной из главных особенностей политики Петра I в области экономики стало:
а) активное поощрение частного предпринимательства;
б) усиление государственного вмешательства в развитие экономики;
в) привлечение большого количества иностранных предпринимателей;
г) предоставление льгот дворянам, занимающимся предпринимательством.
2. Основные торговые партнеры России при Петре I:
а) Англия, Голландия;
б) Речь Посполитая;
в) Дания, Швеция;
г) Франция, Италия.
3. В ходе налоговой реформы:
а) все посадское население облагалось тяглом;
б) вводилась подворная подать;
в) устанавливалась подушная подать;
г) освобождались от налогов владельцы мануфактур.
4. Главный итог экономической политики Петра I:
а) превращение России из аграрной страны в индустриальную;
б) рост благосостояния всего населения;
в) значительный скачок в развитии хозяйства;
г) развитие свободного предпринимательства.
Выберите правильные ответы:
5. Основные направления торговой политики в первой четверти XVIII века:
а) расширение продажи европейских товаров на российский рынок;
б) совершенствование путей сообщения;
в) усиление роли Петербурга и балтийских гаваней во внешней торговле;
г) установление торгового пути через Центральную Азию в Индию;
д) ограничение или запрещение ввоза в страну товаров, которые в достаточном количестве производились в России;
е) запрещение вывоза сырья, необходимого для отечественного производства;
ж) преобладание экспорта зерна над другими видами товаров.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
а |
в |
в |
б, в, д |