ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомиться с состоянием экономики России к началу XVIII века; раскрыть основные направления экономической политики Петра I; охарактеризовать экономические преобразования и их итоги в первой четверти XVIII века

Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с развитием экономики России в первой четверти XVIII века; установить логические связи между реформами Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль экономических преобразований

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “кластер”

Предполагаемый результат

Знать: причины отставания России от стран Европы; направления экономической политики Петра Первого; основные понятия темы.

Уметь: определять роль и значение экономических реформ Петра Первого; объяснять причины экономических реформ; анализировать результат экономических преобразований

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карточки с заданиями

Основные понятия

Протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, ревизия, мануфактура, подушная подать, челобитная, посессионные работы

Основные даты

1714 г. - поместье приравнено к вотчине.

1718 г. - начало поименной переписи податного населения.

1724 г. - введение подушной подати

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания.

Предлагает обучающимся:

1) заполнить в карточках пропуски текста о преобразованиях, проведенных Петром I в военной, государственной, социальной и духовной сфере (см. Приложение 1);

2) сделать вывод о значении данных реформ для России

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли.

Заполняют пробелы в карточке “Реформы Петра”.

Говорят о значении данных реформ, делают вывод об их прогрессивности

Регулятивные, личностные

Устные и письменные ответы

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Ответьте на проблемный вопрос, который подведет

к пониманию важности данной темы:

- Что же все-таки является определяющим в благосостоянии

и развитии общества любого государства?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Ответы на проблемный вопрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация

знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Формулирование темы и цели урока. Организация решения учебных задач:

1. Проанализировать состояния экономики России на конец XVII в. В игровом моменте просит обучающихся отгадать, по какой отрасли они будут работать

в группах, давая определение значению отрасли. Предлагает составить кластер на основе главных смысловых блоков.

2. Понять особенность и основные направления экономической политики Петра I.

3. Охарактеризовать итоги экономического развития. Вступительное слово по вопросу 1

Демонстрируют знания и умения по теме.

Выделяют в вопросе 1 причины отставания России от западных держав.

Записывают в тетрадь тему и основные направления экономической политики.

Работают с терминами:меркантилизм и протекционизм. Работают с текстом учебника по § 16.

Составляют кластер.

Защищают результат группы у доски

Учебно-познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

Приём “кластер”. Работа в группах

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через кластер. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков

Предлагает подвести итоги экономических преобразований к концу правления Петра I (тест — см. Приложение 2)

Подводят итоги деятельности Петра I в экономической сфере. Оценивают собственную деятельность

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы теста. Формулировка вывода по теме

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

подготовить материалы по теме “Изменения в культуре и быте

в первой четверти XVIII века”

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Карточка “Реформы Петра”

Прочитайте текст “Реформы Петра” и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован _________, ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы _________, работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал _________.

4. Страна была разделена на 8 _________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5. С принятием в 1722 году _________ все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Приложение 2

Тест по теме “Экономика России в первой четверти XVIII века”

Выберите правильный ответ:

1. Одной из главных особенностей политики Петра I в области экономики стало:

а) активное поощрение частного предпринимательства;

б) усиление государственного вмешательства в развитие экономики;

в) привлечение большого количества иностранных предпринимателей;

г) предоставление льгот дворянам, занимающимся предпринимательством.

2. Основные торговые партнеры России при Петре I:

а) Англия, Голландия;

б) Речь Посполитая;

в) Дания, Швеция;

г) Франция, Италия.

3. В ходе налоговой реформы:

а) все посадское население облагалось тяглом;

б) вводилась подворная подать;

в) устанавливалась подушная подать;

г) освобождались от налогов владельцы мануфактур.

4. Главный итог экономической политики Петра I:

а) превращение России из аграрной страны в индустриальную;

б) рост благосостояния всего населения;

в) значительный скачок в развитии хозяйства;

г) развитие свободного предпринимательства.

Выберите правильные ответы:

5. Основные направления торговой политики в первой четверти XVIII века:

а) расширение продажи европейских товаров на российский рынок;

б) совершенствование путей сообщения;

в) усиление роли Петербурга и балтийских гаваней во внешней торговле;

г) установление торгового пути через Центральную Азию в Индию;

д) ограничение или запрещение ввоза в страну товаров, которые в достаточном количестве производились в России;

е) запрещение вывоза сырья, необходимого для отечественного производства;

ж) преобладание экспорта зерна над другими видами товаров.

Ответы:

1

2

3

4

5

б

а

в

в

б, в, д






Для любых предложений по сайту: [email protected]