РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО

Тип урока

Комбинированный


Цель урока

Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных и местных органов власти и управления


Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого


Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины проведения реформ; основные направления проведенных реформ, цели и их значение; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль реформ Петра Первого; объяснять причины проведения реформ; анализировать результаты реформаторской деятельности Петра Первого; работать с историческими источниками по заданиям

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты

Важные даты

1708 г. - губернская реформа.

1711 г. - создание Сената.

1714 г. - Указ о единонаследии.

1718-1720 гг. - создание коллегий.

1720 г. - реформа городского управления.

1721 г. - создание Синода.

1722 г. - Табель о рангах





Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные


Включение в учебный процесс

2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Схема

государственной системы - презентация).

- В чём неудобство данной системы?

Проблема урока:

- Станет ли новая система управления эффективной?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Делают выводы:

- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

Анализ схемы, ответы на вопрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император

с 1721 года).

- В результате каких событий введено это изменение?

А. Сенат.

- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение.

- Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С. М. Соловьёва

и ответьте на вопросы к документу (см. Приложение 1).

Б. Коллегии.

- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия. Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи и “Реестра коллегиям...”, ответьте на вопросы к документам (см. Приложение 1)

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, работа с историческими источниками

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

В. Церковная реформа.

- Какие изменения произошли в положении церкви?

Прочитайте текст параграфа

и ответьте на вопросы:

1. Как называлась эта коллегия?

2. Кто входил в неё?

3. Какова роль императора в этой коллегии?

4. Кто руководил Синодом?

5. Чего добился Пётр I, проведя эту реформу? •

Г. Областная реформа.

- В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике, с. 117. Заполните схему местного управления

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Работа по учебнику. В. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 131- 132.

Г. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 130— 131, создание схемы

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач

с проговариванием во внешней речи

Д. Для проведения реформ и создания сильного государства Петру необходима поддержка в обществе. И в начале XVIII века Петр проводит ряд реформ, которые изменяют положение дворян в обществе, уравнивая их в правах с боярами во владении землей. Вопросы:

1. Давайте вспомним, что такое вотчина.

2. Что такое поместье?

3. В чем их сходство и в чем различие?

Е. Пётр старался привлечь талантливых людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714 г. Указ о единонаследии и 1722 г. Табель о рангах.

- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком (см. Приложения 1, 2).

- Какое значение имело принятие Табели о рангах?

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Работа с историческим источником по вопросам

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

- Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку

у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей.

Прочитайте текст на с. 132-133 учебника и рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу? Вопросы:

1. Почему вопреки традициям Петр решил отстранить Алексея от престолонаследия?

2. Какие поступки поставлены в вину царевичу Алексею?

3. В чем обвинял отца Алексей?

4. Как завершилось дело царевича Алексея?

Царевич был лишен права наследовать престол.

3 февраля 1718 года прошло подписание его отречения от престола

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные

Самостоятельная работа с учебником

Освоение способов совместной деятельности, формированиие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

- В чьих интересах проводились государственные реформы?

- Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

- В целом это всё основные изменения в системе государственного управления

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей.

- Определите форму государственного правления.Самодержавие - с. 55 учебника.

Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

- Каково значение петровских преобразований государственного управления?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Самостоятельная работа по вопросам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса

— Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 15, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

личностные, регулятивные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Прогнозирование









Приложение 1

Исторические источники

С. М. Соловьев. О Сенате:

“...Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению - управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его - министрами. В 1711 г. эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в то же время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли - вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме”.

Вопросы к документу:

- С какой целью учреждён Сенат?

- Как решались дела в Сенате?

- Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Генеральный регламент, 1720 г. (отрывок из Полного собрания законов Российской империи):

“Понеже его царское величество... по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур-коллегии. И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)... объявить”.

“Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит”:

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинския дела, которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.

9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия.

Вопросы к документам:

- Какие органы управления были созданы вместо приказов? Сколько коллегий было сформировано?

- Почему Петр I отказался от приказов?

- Почему органы управления получили такое название: коллегии?

- Какие были созданы коллегии?

- Какими делами они ведали?

Указ о единонаследии 1714 г. (с 121 учебника):

“Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <.. .>”

Вопросы к документу:

- Что предписывал Указ о единонаследии?

- Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?

- К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

- Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Приложение 2

Табель о рангах 1722 года

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

I

Канцлер

Генерал-фельдмаршал

Генерал-адмирал

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии

Адмиралы прочих флагов

III

Тайный Советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

IV

Действительный Статский Советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

V

Статский советник

Бригадир

Капитан-командор

VI

Коллежский советник, прокурор

Полковник

Капитан 1-го ранга

VII

Надворный советник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

VIII

Коллежский асессор

Майор

Капитан-лейтенант

IX

Титулярный советник

Капитан, ротмистр (кавалерия)

Лейтенант

X

Коллежский секретарь

Штабс-капитан, штабс-ротмистр

Лейтенанты

XI

-

-

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман

XIII

Сенатский регистратор;

Синодский регистратор;

Кабинетский регистратор

Унтер-лейтенанты

Мичман

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик

Шкипер 2 ранга

Вопросы (по таблице):

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.

- В чём недостаток этой системы?

- Рассмотрите Табель о рангах.

- О чём этот документ?

- На сколько классов делились все военные и гражданские чины?

- Какой самый высокий класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?

- Какой самый низший класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?

- Для чего необходимо соответствие военных и гражданских чинов?

Задание: представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?






Для любых предложений по сайту: [email protected]