История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных и местных органов власти и управления |
||
Задачи урока |
На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого |
||
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре; составление таблицы |
||
Предполагаемый результат |
Знать: причины проведения реформ; основные направления проведенных реформ, цели и их значение; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль реформ Петра Первого; объяснять причины проведения реформ; анализировать результаты реформаторской деятельности Петра Первого; работать с историческими источниками по заданиям |
||
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
||
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
||
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
||
Основные понятия |
Абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты |
||
Важные даты |
1708 г. - губернская реформа. 1711 г. - создание Сената. 1714 г. - Указ о единонаследии. 1718-1720 гг. - создание коллегий. 1720 г. - реформа городского управления. 1721 г. - создание Синода. 1722 г. - Табель о рангах |
||
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
|
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Включение в учебный процесс |
||
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Схема государственной системы - презентация). - В чём неудобство данной системы? Проблема урока: - Станет ли новая система управления эффективной? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Делают выводы: - Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны |
Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Анализ схемы, ответы на вопрос |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721 года). - В результате каких событий введено это изменение? А. Сенат. - Постепенно Боярская дума потеряла своё значение. - Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться? - Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления. - Прочитайте отрывок из сочинения историка С. М. Соловьёва и ответьте на вопросы к документу (см. Приложение 1). Б. Коллегии. - Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия. Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи и “Реестра коллегиям...”, ответьте на вопросы к документам (см. Приложение 1) |
Демонстрируют знания и умения по теме |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, работа с историческими источниками |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. В. Церковная реформа. - Какие изменения произошли в положении церкви? Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопросы: 1. Как называлась эта коллегия? 2. Кто входил в неё? 3. Какова роль императора в этой коллегии? 4. Кто руководил Синодом? 5. Чего добился Пётр I, проведя эту реформу? • Г. Областная реформа. - В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике, с. 117. Заполните схему местного управления |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Работа по учебнику. В. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 131- 132. Г. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 130— 131, создание схемы |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
|
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Д. Для проведения реформ и создания сильного государства Петру необходима поддержка в обществе. И в начале XVIII века Петр проводит ряд реформ, которые изменяют положение дворян в обществе, уравнивая их в правах с боярами во владении землей. Вопросы: 1. Давайте вспомним, что такое вотчина. 2. Что такое поместье? 3. В чем их сходство и в чем различие? Е. Пётр старался привлечь талантливых людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714 г. Указ о единонаследии и 1722 г. Табель о рангах. - Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком (см. Приложения 1, 2). - Какое значение имело принятие Табели о рангах? |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Работа с историческим источником по вопросам |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
|
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
- Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей. Прочитайте текст на с. 132-133 учебника и рассмотрите иллюстрацию. - Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу? Вопросы: 1. Почему вопреки традициям Петр решил отстранить Алексея от престолонаследия? 2. Какие поступки поставлены в вину царевичу Алексею? 3. В чем обвинял отца Алексей? 4. Как завершилось дело царевича Алексея? Царевич был лишен права наследовать престол. 3 февраля 1718 года прошло подписание его отречения от престола |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Самостоятельная работа с учебником |
Освоение способов совместной деятельности, формированиие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
|
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
- В чьих интересах проводились государственные реформы? - Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора? - В целом это всё основные изменения в системе государственного управления Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. - Определите форму государственного правления.Самодержавие - с. 55 учебника. Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями. - Каково значение петровских преобразований государственного управления? |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Самостоятельная работа по вопросам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
|
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
— Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 15, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные, регулятивные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
|
Приложение 1
Исторические источники
С. М. Соловьев. О Сенате:
“...Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению - управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его - министрами. В 1711 г. эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в то же время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли - вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме”.
Вопросы к документу:
- С какой целью учреждён Сенат?
- Как решались дела в Сенате?
- Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?
Генеральный регламент, 1720 г. (отрывок из Полного собрания законов Российской империи):
“Понеже его царское величество... по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур-коллегии. И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)... объявить”.
“Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит”:
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинския дела, которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия.
Вопросы к документам:
- Какие органы управления были созданы вместо приказов? Сколько коллегий было сформировано?
- Почему Петр I отказался от приказов?
- Почему органы управления получили такое название: коллегии?
- Какие были созданы коллегии?
- Какими делами они ведали?
Указ о единонаследии 1714 г. (с 121 учебника):
“Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.
Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <.. .>”
Вопросы к документу:
- Что предписывал Указ о единонаследии?
- Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?
- К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
- Какое обеспечение получали остальные дети?
- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?
Приложение 2
Табель о рангах 1722 года
Класс |
Гражданские чины |
Военные чины |
Морские чины |
I |
Канцлер |
Генерал-фельдмаршал |
Генерал-адмирал |
II |
Действительный Тайный Советник |
Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии |
Адмиралы прочих флагов |
III |
Тайный Советник |
Генерал-лейтенант |
Вице-адмирал |
IV |
Действительный Статский Советник |
Генерал-майор |
Контр-адмирал |
V |
Статский советник |
Бригадир |
Капитан-командор |
VI |
Коллежский советник, прокурор |
Полковник |
Капитан 1-го ранга |
VII |
Надворный советник |
Подполковник |
Капитан 2-го ранга |
VIII |
Коллежский асессор |
Майор |
Капитан-лейтенант |
IX |
Титулярный советник |
Капитан, ротмистр (кавалерия) |
Лейтенант |
X |
Коллежский секретарь |
Штабс-капитан, штабс-ротмистр |
Лейтенанты |
XI |
- |
- |
Корабельный секретарь |
XII |
Губернский секретарь |
Поручик |
Мичман |
XIII |
Сенатский регистратор; Синодский регистратор; Кабинетский регистратор |
Унтер-лейтенанты |
Мичман |
XIV |
Коллежский регистратор |
Прапорщик |
Шкипер 2 ранга |
Вопросы (по таблице):
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.
- В чём недостаток этой системы?
- Рассмотрите Табель о рангах.
- О чём этот документ?
- На сколько классов делились все военные и гражданские чины?
- Какой самый высокий класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?
- Какой самый низший класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?
- Для чего необходимо соответствие военных и гражданских чинов?
Задание: представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?