История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ТРАДИЦИИ И НРАВЫ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Показать сословный характер быта российского общества; определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий; формировать умение сравнивать, систематизировать информацию |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать о сословном быте российского общества |
Формы, приемы, методы |
Работа в группе; составление сравнительной таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: о сословном характере быта российского общества. Уметь: определять общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий; сравнивать, систематизировать информацию |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Вопросы: - Как вы думаете, современные люди живут одинаково или в их жизни есть различия? - Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей? |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Фронтальный опрос |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
-Мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России XVII века. После ответов предлагает обучающимся выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Фронтальный опрос |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Работа со сводной таблицей. Чертит на доске, а обучающиеся- в тетради таблицу, записывают названия колонок (см. Приложение). В качестве названий колонок предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью; центральная колонка называется “Линии сравнения”. После подготовки таблицы предлагает подумать над линиями сравнения, то есть что можно сравнить у разных сословий. Предложения обучающихся записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости можно добавить недостающие |
Демонстрируют знания и умения по теме |
Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Сравнительная таблица. Обсуждение линий сравнения |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения, нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Предлагает обучающимся разделиться на 4 группы: 1) царская семья - с. 93-95; 2) бояре и дворяне - с. 95-96; 3) посадский люд - с. 97; 4) крестьянство - с. 97-99 |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) - читает и находит информацию для своей колонки в таблице (см. Приложение) |
Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Работа в группах |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Организация выступлений групп |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию, и по ходу выступлений заполняется сводная таблица |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Работа в группах с текстом параграфа и историческими источниками |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация работы обучающихся со сравнительной таблицей. - После заполнения сравнительной таблицы определите, есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня. По таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа со сравнительной таблицей. Ответы на вопрос |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Обобщение изученного материала. Вопросы: 1. Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни? 2. В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей? |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. Предполагаемые ответы: 1. По различиям можно определить сословие; по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже, и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия. 2. У современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу... |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Ответы на вопросы. Устный контроль, объяснение |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 11, вопросы, задания, документы, с. 102-103, тест |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение 1
Сравнительная таблица “Сословный быт XVII века”
Царь и его семья |
Бояре и дворяне |
Линии сравнения |
Посадский люд |
Крестьяне |
Ответы:
Царь и его семья |
Бояре и дворяне |
Линии сравнения |
Посадский люд |
Крестьяне |
Из дорогих тканей, украшена драгоценностями |
Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды |
Одежда |
Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды |
Домотканая, из шкур домашних и диких животных |
Несколько тысяч человек, более 500 блюд |
Традиционная, восточные продукты, колбаса |
Еда |
Традиционная |
Основа - зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты |
Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна |
Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи |
Жилище |
Несколько различных строений |
Изба топилась по-чёрному, окошки закрывались слюдой или бычьим пузырем или были холстяные |
Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры |
Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты |
Убранство дома |
Традиционная мебель, украшенные иконы |
Простая мебель |
Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы |
Пиры, охота, кулачные бои |
Развлечения |
||
Золотая и серебряная, стеклянная |
Золотая и серебряная, стеклянная |
Посуда |
Деревянная и глиняная |
Деревянная и глиняная |