История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Тип урока |
Урок-экскурсия |
Цель урока |
Познакомить обучающихся с развитием русской культуры в XVII веке; показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; охарактеризовать истоки “обмирщения” русской культуры; показать сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать о развитии русской культуры в XVII веке; в ходе коллективного обсуждения осознать истоки “обмирщения” русской культуры |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “открытое письмо”, составление хронологической таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: о многообразии, своеобразии и противоречивости русской культуры; основные понятия темы. Уметь: определять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; объяснять причины “обмирщения” русской культуры |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты иллюстрации, портреты |
Основные понятия |
Обмирщение (культуры), парсуна, лепнина, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- Сегодня урок изучения нового материала проведем в форме экскурсии. Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие в XVII век, давайте вспомним: - Чем же ознаменован этот период? - Какие важные исторические события произошли в эту эпоху? |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Фронтальный опрос |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. (Демонстрирует слайд.) Москва - столица Российского государства в XVII веке - это большой многолюдный город. Каждый день через городские ворота сюда въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Именно отсюда и мы начнем наше путешествие |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Цели: познакомиться с развитием русской культуры изучаемого периода, показать её многообразие, своеобразие и противоречивость; сочетание старых и новых элементов. (Какие новшества появились в русской культуре в XVII веке?) |
Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление. 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
1. Устное народное творчество. Историческая песня, сказки, пословицы и поговорки (презентация). 2. Литература (презентация). 3. Викторина “Наука и образование” (см. Приложение 1). 4. Сообщения обучающихся о первых русских землепроходцах (см. Приложение 2) (домашнее задание). 5. Архитектура (рассказ). 6. Живопись (рассказ). 7. Театр (самостоятельное изучение) |
Демонстрируют знания и умения по теме. 1. Вывод: таким образом, народное творчество оказало влияние на развитие литературы и значительное расширение количества грамотных людей. 2. Вывод: литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей. 4. Вывод: освоение Сибири имело огромное значение для местного населения и оказывало положительную роль на дальней- шее социально-экономическое развитие России. 5. Вывод: светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и “узорочье”. Работают на сравнение памятников архитектуры. 6. Вывод: итак, изменения коснулись и живописи. Это наблюдается в медленном, но постепенном отходе от канонических образцов иконописания. Изображениям придают портретное сходство с конкретными людьми. И если присмотреться к иконам, фрескам, миниатюрам, парсунам XVII века, прослеживается настойчивое стремление к реальности, выразительности и подвижности фигур |
Учебно- познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные |
1-2. Анализ произведений. 3. Ответы на вопросы викторины. 4. Выступление с сообщениями. 5-6. Записи в тетради. 7. Самостоятельное изучение |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 10, вопросы, задания |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, Личностные, коммуникативные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение 1
Викторина “Наука и образование”
1. По чьему предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа? (Симеона Полоцкого.)
2. Какое учебное заведение XVII века открылось для людей “всякого чина, сана и возраста” и предназначалось для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы? (Славяно-греко-латинская академия.)
3. Когда была открыта Славяно-греко-латинская академия? (В 1687 г.)
4. “Синопсис” - это краткий обзор _________________ событий. (Исторических.)
5. Кто является автором “Синопсиса”? (Архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Газель.)
6. Название типографии в России в XVII веке. (Печатный двор.)
7. Рукописная газета, которая выпускалась нерегулярно, предназначалась для высшего придворного круга. (“Куранты”.)
8. Автор “Статейного списка...”, в котором содержалось первое описание Китая? (Спафарий.)
Приложение 2
Открытия русских первопроходцев
Дежнев Семен Иванович (1605-1673).
Шел тропою он землепроходской
В дни слепые и зрячие ночи.
С Колымы вкруг земли Чукотской
Он провел пытливые кочи*.
Сколько рек на веку он выверил,
Сколько стран исходил незнаемых,
Сколько дел порешил и вырешил –
Дел неслыханных и незнаемых.
Эти строки о Семене Ивановиче Дежневе - сибирском казаке, который еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.
В 1898 году в память о Дежневе его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии.
Поярков Василий Данилович - землепроходец. В 1643-1646 годах по приказу якутского воеводы П. П. Головина во главе отряда около 130 человек совершил плавание по р. Лена и ее притокам, перевалил через Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск с 33 спутниками. Собирал ясак с местного населения, жестоко подчиняя непокорных. Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе населения Приамурья.
Стадухин Михаил Васильевич (?-1665).
Якутский казачий десятник, полярный мореход и землепроходец. В 1630 году для сбора ясака перешел с Енисея на Лену, в 1642 году - с Лены на Индигирку. В 1643 году открыл устье р. Колыма, основал Нижнеколымский острог. Собирал сведения о зверобойных угодьях и в 1645 году морем вернулся на Лену. В 1648 году снова прибыл на Колыму. В 1650 году по суше перешел с Колымы на р. Анадырь.
За 10 лет отряд Стадухина обошел всю Северо-Восточную Сибирь. В 1663 году впервые доставил в Москву сведения о Камчатке. За открытия в Сибири был произведен в казачьи атаманы.
Хабаров Ерофей Павлович (1610-1667).
Русский крестьянин, мореход и землепроходец. В 1625 году совершил поездку из Тобольска в Мангазею, а в 1628 году оттуда во главе экспедиции по волокам и рекам перешел на р. Хету. В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск. В 1632-1641 годах перешел на р. Лену, где основал пашенное земледелие и построил соляную варницу. В 1649-1653 гг. предпринял ряд экспедиций в Приамурье. По итогам своего путешествия Хабаров составил первый “Чертёж реки Амур”.
* Кочи - деревянные суда с парусами.