История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политике; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России; продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах; формировать интерес к внешнеполитической и военной истории России |
Задачи урока |
На основе анализа информации, полученной из различных источников, научиться применять исторические знания по вопросам внешней политики XVII века в решении нестандартных заданий; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией: узнать об основных событиях, связанных с периодом внешней политики XVII века; установить логические связи между военными событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль России в международной политике XVII века |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе |
Предполагаемый результат |
Знать: причины войн XVII века; направления внешней политики XVII века; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных событий внешней политики России XVII века; объяснять причины войн XVII века; анализировать результаты внешней политики России XVII века |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска); карты в учебнике: на с. 78 - “Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.”; с. 81 - “Основание Сибири”; атлас-карта “Освободительная война украинского и белорусского народов 1648-1654 гг.”; “Рост территории России в XVII веке. Народы Сибири и Дальнего Востока”; карточки с заданиями |
Основные понятия |
Реестр, гетман, Рада, уплаты, Запорожская Сечь, острог, ясак, голытьба, быдло, реестровые казаки |
Важные даты |
27 февраля 1617 г. - Столбовский мир. 1 декабря 1618 г. — Деулинское перемирие. 1632 -1634 гг. - Смоленская война. 1637 —1642 гг. - “Азовское сидение”. 1654-1667 гг. — Русско-польская война. 1648 г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого. 8 января 1654 г. — Переяславская Рада. 1686 г. - “Вечный мир” с Речью Посполитой. 1687 —1689 гг. — Крымские походы В. Голицына. 1648 г. - морской поход С. Дежнева. 1643 —1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур. 1649 -1653 гг. — поход Е. Хабарова на Амур |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
|||
1.Opганизационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проверка домашнего задания по вопросам учебника |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Ответы на вопросы по домашнему параграфу |
Включение в учебный процесс |
|||
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Работа с картой. Задание: найти и показать территорию России после Смутного времени, то есть показать границы Российского государства в начале XVII века |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Формируют представление о территориальном положении России после Смутного времени |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Работа с картой, заполнение таблицы |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|||
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Международное положение России после Смутного времени было очень трудным. Россия отстояла независимость, но потеряла выход к Балтийскому морю (по Столбовскому миру), а потеря Смоленска и Чернигово-Северских земель сильно уронила ее международный авторитет |
Демонстрируют знания и умения по теме. У обучающихся складывается представление о международном положении России. Работая с картой, слушая рассказ учителя, определяют главную внешнеполитическую задачу правительства Михаила Федоровича - это восстановление утраченных международных отношений |
Учебно- познавательные, регулятивные |
Работа с картой |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
|||
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. - Почему главным соперником России оказалась Речь Посполитая? Рассказывает о Смоленской войне |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Опираясь на рассказ учителя о Смоленской войне, делают записи в тетради об основных этапах и итогах войны. Вернуть русские земли (прежде всего Смоленск), захваченные Польшей в период Смутного времени, - это стало причиной войны |
Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Ответ на вопрос с опорой на уже известные факты. Записи в тетради |
' Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
|||
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Организация работы групп с текстом учебника: • Воссоединение Украины с Россией. • Русско-польская война (1654- 1667). • Русско-турецкая война (1677 - 1681). • Крымские походы (1687-1689). • Освоение Сибири и Дальнего Востока (см. Приложение 1) |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Работа в группах, по заданиям с картой, текстом учебника |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи |
|||
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного материала, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений заданий обучающимися; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация выступлений групп |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно- познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа с историческими документами. Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
|||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление- выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Проводит беседу. Вопросы: 1. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в XVII веке. 2. Охарактеризуйте итоги внешней политики России в XVII веке. Какие задачи были решены, какие - нет? Почему? Проверка знаний (тест - см. Приложение 2) |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно- познавательные, коммуникативные |
Ответы на вопросы, выполнение теста. Контроль усвоения новых знаний и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения |
|||
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 11, вопросы, задания, сообщения: Б. Хмельницкий, В. Д. Поярков, С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров, В. В. Атласов |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, личностные, регулятивные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализ личностных изменений в процессе учения. Прогнозирование |
|||
Приложение 1
Задания группам
Группа 1. Воссоединение Украины с Россией.
Задание:
1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 75-77.
2. С помощью текста параграфа и карты на с. 78 составить таблицу основных событий.
Этапы освободительной борьбы |
|||
Этап |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
Дата |
|||
Основные события |
|||
Итоги этапа |
3. Ответить на вопросы:
- Почему восстание казаков переросло в народную войну?
- Почему Б. Хмельницкий обратился за помощью к русскому царю?
- В чем значение решений Земского собора 1653 года и Переяславской Рады 1654 г.?
Группа 2. Русско-польская война (1654-1667).
Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 77-78.
2. С помощью текста параграфа и карты на с. 78 составить таблицу основных событий.
Русско-польская война |
|
Причины войны |
|
Основные события войны |
|
Место подписания мира (перемирия) |
|
Условия договора о мире (перемирия) |
Группа 3. Русско-турецкая война (1677-1681).
Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 79.
2. С помощью текста параграфа составить таблицу основных событий.
Русско-турецкая война |
|
Причины войны |
|
Основные события войны |
|
Место подписания мира (перемирия) |
|
Условия договора о мире (перемирия) |
Группа 4. Крымские походы (1687-1689).
Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 81.
2. С помощью текста параграфа составить таблицу основных событий.
Крымские походы |
|
Причины |
|
Основные события |
|
Место подписания мира (перемирия) |
|
Условия договора о мире (перемирия) |
Группа 5. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 81-82.
2. С помощью текста параграфа и карты на с. 81 заполнить таблицу.
Русские землепроходцы |
Важнейшие экспедиции и результаты деятельности |
3. Рассказать о целях и итогах политики России по освоению Сибири и Дальнего Востока.
Приложение 2
Тест по теме “Внешняя политика России в XVII веке”
1. Боярин Шеин командовал русской армией:
а) во время Чигиринских походов;
б) во время штурма поляками русской крепости Белая;
в) во время Смоленской войны.
2. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:
а) со шведами;
б) с крымскими татарами;
в) с Польшей.
3. В соответствии с Бахчисарайским договором население Правобережной Украины:
а) подлежало переселению;
б) переходило в подданство Крыма;
в) переходило в подданство России.
4. Соотнеси названия войн с основными событиями:
1. Русско-польская война (Смоленская).
2. Русско-польская война 1654-1667 гг.
3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы.
а) Русско-украинское войска оставляют Чигирин;
б) армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии;
в) русские войска занимают Смоленск;
г) Владислав отказывается от притязаний на русский престол;
д) Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику;
е) русско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
в |
в |
а |
1 - г, д 2 - в, е 3 - б, а |