История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э. - ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Открытие железа способствовало развитию земледелия и ремесел в степях и предгорьях Передней Азии, появлению излишков, а затем классов и государства.
Учащиеся знакомятся с успехами финикийцев в мореплавании и торговле; на последующих уроках финикийцы упоминаются как создатели древнейшего, алфавита (§ 17), как народ, основавший Карфаген (§ 45) и оказавший сопротивление войскам Александра Македонского (§ 41).
В результате завоеваний персов в VI в. до н. э. было создано крупнейшее государство древнего Востока. Сравнительно легкой победе персов способствовала заинтересованность купцов Малой Азии, Вавилона и Финикии в посреднической торговле между Западом и Востоком. А этого можно было достигнуть только в рамках большого государства с безопасными дорогами. К тому же политика основателя Персидского царства Кира была гораздо мягче, чем политика ассирийских и вавилонских царей по отношению к побежденным (См.: Дандамаев М. А. Ахеменидское государство и его значение в истории древнего Востока. В сб.: История Иранского государства и культуры М., 1971). На уроке выделяются те моменты, которые послужат опорой при изучении греко-персидских войн (§ 32) и македонских завоеваний (§41): необъятные размеры Персидского царства и его военная мощь; освободительная борьба покоренных персами народов; деспотическая власть персидского царя.
Варианты начала урока: I. Б 2-3. II. Б 1-2; А. III. Б 1-3.
Вопросы и задания:
А. Чьи интересы защищали законы Хаммурапи? Какой строй был в Вавилонском царстве? Докажите свои ответы с помощью документа.
Б. 1. Что вы знаете о первых государствах в Междуречье? Почему они называются городами-государствами? Покажите на карте города-государства Междуречья. 2. Расскажите о возвышении Вавилона и Вавилонском царстве при царе Хаммурапи. 3. Каково было положение рабов по законам Хаммурапи?
План изучения:
1. Начало обработки железа.
2. Финикийские мореплаватели и торговцы.
3. Персидское царство (до начала V в. до н. э.).
Учитель напоминает название всей темы и называет тему данного урока. Работая с картой, он раскрывает понятие «Передняя Азия» (учебник, стр. 62).
1. Задание: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. 300 лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Среди них множество предметов из золота общим весом в несколько тысяч килограммов и только три предмета из,железа: кинжал, браслет и священный жук. Предположите, почему железных изделий так мало. Чём объяснить, что царское украшение (браслет) сделано из железа? Учащиеся высказывают правильную мысль, что во времена фараонов железо было редким металлом и ценилось дороже золота.
Учитель предлагает назвать первый металл, из которого люди научились изготовлять орудия труда. Выслушав ответ, он объясняет, что меди в природе гораздо меньше, чем железа. Почему же люди научились обрабатывать медь намного раньше, чем железо? Медь не ржавеет, она встречается в природе в виде чистых самородков, а железо - в соединении с кислородом. Это железная руда, она похожа на рыхлую рыжевато-красную землю (слово «рудый» означает «красный»). Долгое время никто не подозревал, что из мягкой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космоса обломки небесных тел - метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Возможно, что предметы из гробницы Тутанхамона сделаны из метеоритного железа. Возможно и другое: они привезены в Египет из Азии, где уже умели добывать рудное железо.
Добывать железо из руды жители Передней Азии научились около трех с половиной тысяч лет назад. Со значением этого открытия учащиеся познакомятся при чтении вслух п. 2 § 16.
2. Учитель показывает на карте Финикию, рассказывает о ее жителях и их занятиях.
Финикийские ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло (цветное непрозрачное стекло умели делать египтяне). Финикийцы смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав. Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала.
Некоторые финикийцы занимались добычей раковин. Взяв в руки два тяжелых камня, они ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины. Из каждой можно было извлечь несколько капель густой жидкости. Эта была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, ткань окрашивалась в алый цвет, если погуще - ткань становилась лиловой. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Их охотно покупали цари, жрецы и военачальники.
Многие финикийцы были купцами. Они нагружали товарами небольшие корабли, сколоченные из кедровых бревен. Следуя вдоль берега, купцы добирались до Египта, где продавали свои товары. Больше всего ценился в Египте лес.
Обратно финикийцы везли зерно, льняное полотно, прочные канаты, желтоватые листы папируса.
Финикийские купцы промышляли также «живым товаром», считая его самым прибыльным. Узнав о готовящемся походе, купцы спешили в военный лагерь и с нетерпением ждали сражения. Воины продавали купцам пленников за серебряное кольцо, меняли человека на кружку вина, кинжал или узорчатый пояс. Когда финикийцы высаживались где-нибудь на морском берегу, матери торопились прятать детей: бывали случаи, что купец заманивал мальчиков к себе на корабль, обещая поварить какую-нибудь безделушку, а потом корабль уплывал в море. Увезенный в чужую- страну мальчик становился рабом (См.: Древний Восток. Книга для чтения. Под ред. В. В. Струве. М: 1961, с. 161).
Работая с настенной картой «Древние государства мира», учитель отмечает, что финикийцы добрались до Испании - страны, изобилующей серебром, а на севере - до окутанных туманом Оловянных островов (Великобритании и Ирландии), где было много олова, необходимого для выплавки бронзы. Еще дальше находился Янтарный берег (Прибалтика), откуда доставляли блестящие желтые куски затвердевшей массы, пригодной для выделки бус.
Вопросы: Чем занимались финикийцы? Почему финикийские купцы пользовались дурной славой?
3. Учитель обращает внимание учащихся на ту область, которую населяли персы в VI в. до н. з. (рассматривается карта на стр. 72). Он говорит, что персы издавна занимались коневодством и были прекрасными наездниками.
Упомянув о том, что персидский царь Кир завоевал Малую Азию и соседние с Междуречьем страны, учитель рассказывает о падении Вавилона. Желательно использовать картину А. Последовича «Город Вавилон в VI в. до н. э.».
Незадолго до нашествия персов Вавилон был огромным и красивым городом со множеством трех- и четырехэтажных домов, с широкими и прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город был неприступен, его окружали три ряда стен, укрепленных сотнями башен. Главная стена была настолько толста, что на ней могли разъехаться две встречные колесницы. Широкий и глубокий ров, наполненный водой, опоясывал город.
На картине видно, как в колеснице под красным зонтом едет военачальник. Падают ниц принадлежащие ему рабы, отправленные поутру с разными поручениями. Они распластались в придорожной пыли, увидев господина, возвращающегося после проверки постов охраны.
Вавилон в VI в. до н. э. был центром торговли. Часть рынка располагалась перед главными воротами города. Сюда арабы привозили дорогое черное дерево, благовонные травы, финикийцы - клубки шерсти, окрашенной в пурпурную краску, серебро и олово из отдаленных стран.
Богатейшие купцы и жрецы Вавилона мечтали о том, чтобы вести торговлю во всех странах, завоеванных персами. Поэтому они решили предательски сдать Вавилон персам.
В дни осады Вавилона в царском дворце шли беспрерывные пиры; обитатели дворца верили, что за неприступными стенами им не угрожает никакая опасность. Но однажды ночью, как рассказывает легенда, на белой стене пиршественного зала появилась рука, которая написала, огненные слова: «Исчислен, взвешен и отдан персам». В эти ночные часы жрецы открыли ворота, и отряды персов бесшумно вступили в город. Вавилон пал. Что же касается огненной надписи, то, вероятно, это был ловкий трюк, подстроенный самими жрецами (См.: Андреева М. А. и др. Руководство к картинам по истории древнего мира, с. 20-24; Древний Восток. Книга для чтения. Под ред. В. В. Струве. М., 1961, с. 136).
Вскоре после смерти Кира (при его сыне Камбисе) персы напали на Египет. Как и в Вавилоне, здесь нашлись изменники: на сторону персов перешли командующий египетским флотом и предводитель наемного войска. Несмотря на мужество простых египтян (особенно упорно сопротивлялись жители древней столицы - Мемфиса), Египет также был завоеван персами.
В результате завоеваний было создано огромное Персидское царство. Можно показать на карте его границы - пять морей (Каспийское, Черное, Эгейское, Средиземное, Красное) и Персидский залив.
Царь Дарий обладал неограниченной властью, Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Только он носил одежды, выкрашенные пурпуром. Ни у кого не было столько золота, дворцов и столиц. (Дарий был родственником царей Кира и Камбиса. Он происходил из того же, что и они, царского рода Ахеменидов. Столицей собственно Персии был Персеполь, кроме того, столицами считались главные города покоренных персами царств: Сузы (Элам), Экбатаны (Мидия) и Вавилон.).
Учитель может упомянуть о строительстве дорог в Персидском царстве и создании царской почты (впоследствии учащиеся узнают, что римляне использовали опыт персов). По дорогам перебрасывали войска, доставляли царские приказы и срочные донесения. Древний историк Геродот писал: «Нет на свете ничего быстрее царских гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! На протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели».
Ядро персидского войска составляли 10 тыс. отборных пехотинцев, называвшихся «бессмертные». Если часть этих воинов погибала в бою, их место занимали столько же новых воинов, поэтому общее число «бессмертных» не менялось. Персидское войско славилось конными и пешими лучниками, боевыми колесницами, к колесам которых были приделаны ножи и серпы.
Перед большими походами набирались отряды во всех областях Персидского царства. Часто воины не желали сражаться за чуждые им интересы персов. Когда один из персидских царей захотел завоевать расположенный в Северной Африке город Карфаген, покоренные персами финикийцы отказались дать царю свой флот: ведь Карфаген был некогда основан выходцами из финикийского города Тира.
На уроке может быть использован диафильм «Передняя Азия в древности». Избегая перегрузки, учитель использует не все кадры, иллюстрирующие тему урока, а лишь некоторые из них (например, посвященные Ассирии, Вавилонии, Персидскому царству).
Домашнее задание: § 16. Вопросы 1, 5 к § 16.