География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ПОНЯТИЕ О ПЛАНЕ МЕСТНОСТИ. МАСШТАБ - ПЛАН МЕСТНОСТИ - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний. Практикум |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о видах изображения Земли на плоскости, плане местности; создать условия для формирования умений читать план местности, распознавать объекты с помощью условных знаков, определять расстояния между географическими объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности |
||
План урока |
1. Что такое план местности? Условные знаки. 2. Масштаб. Зачем нужен масштаб? 3. Численный и именованный масштабы. 4. Линейный масштаб. Выбор масштаба |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Топографический план, условные знаки. Масштаб: именованный, численный, линейный |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Мета предметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба. Получат возможность научиться определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображенные на плане в масштабе с помощью условных знаков |
Познавательные: описывают и сравнивают объекты; самостоятельно дают определения понятиям, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: участвуют в коллективном поиске; обмениваются мнениями, объясняют, защищают свои идеи. Регулятивные: принимают учебную задачу; предлагают помощь и сотрудничество |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новой информации, применяют ее в практической деятельности. Осознают ценность географических знаний для практической деятельности людей |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа |
1. Организует беседу: а) расскажите о причинах смены дня и ночи, смены времен года; б) расскажите о строении Солнечной системы и спутнике Земли. 2. Создает ситуацию для понимания необходимости плана местности (Приложение 1) |
Отвечают на вопросы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением |
Показывает слайды электронного приложения “Виды изображений поверхности Земли”, комментирует новую информацию |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
Выполнение задания в учебнике |
Организует работу по выполнению задания в учебнике, с. 12 (знакомство с условными знаками на форзаце 1 и в атласе, ответы на вопросы) |
Рассматривают условные знаки на форзаце, отвечают на вопросы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с планом на форзаце учебника |
Организует работу с планом на форзаце учебника: 1) опишите изображенную на плане местность; 2) достаточно ли только условных знаков для составления плана местности? |
Описывают местность по ее изображению на плане, отвечают на вопрос |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Определение понятия масштаба, работа с рисунком 7, с. 14 |
Организует работу с рисунком 7, с. 14, в учебнике: чтобы план был точным, необходимо все его детали уменьшить в одинаковое число раз. Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. Познакомьтесь с видами масштаба на рисунке |
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Работа с планом на форзаце учебника |
Организует работу с планом на форзаце. Вопросы: 1) Прочитайте масштабы. 2) Что они обозначают? 3) Проведите измерения при помощи: а) численного масштаба - выясните длину реки Нара, линии электропередачи; б) именованного масштаба - длину сада, оврагов; в) линейного масштаба - озера, огорода, лиственного леса |
Изучают виды масштаба, проводят измерения |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа по переводу одного вида масштаба в другой |
Организует работу по переводу масштабов из численного в именованный и обратно (Приложение 2) |
Отрабатывают умения выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Практикум |
Организует работу по выполнению практикума “Изображение здания школы в масштабе” |
Выполняют задание |
Работа в группах |
Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 3, 4, проверить свои знания по заданиям электронного приложения |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Создание ситуации для понимания плана местности
Как вы думаете, почему ученые разных стран мира - физики, химики, математики - легко понимают друг друга, хотя они говорят на разных языках? Ответ прост: у этих наук существует свой язык: химия - обозначает химические элементы, правила написания формул химических реакций; математики - изучают цифры и математические символы.
У географов тоже есть свой язык - это географические карты и планы местности. Они служат средством выражения представлений людей об окружающем их мире.
Сегодня мы познакомимся с планом местности. Что представляет собою план местности? Для чего он нужен?
Приложение 2
Задание. Переведите масштабы из численного в именованный и обратно.
Вопрос |
Ответ |
1 : 1000 |
В 1 см - 10 м |
1 : 10 000 |
В 1 см - 100 м |
1 : 100 000 |
В 1 см - 1 км |
1 : 25 000 |
В 1 см - 250 м |
1 : 50 000 000 |
В 1 см - 500 км |
1 : 30 000 |
В 1 см - 300 м |
1 : 75 000 000 |
В 1 см - 750 км |
1 : 1 000 000 |
В 1 см - 10 км |
в 1 см - 10 м |
1 : 1000 |
в 1 см - 1 км |
1 : 100 000 |
в 1 см - 200 км |
1 : 20 000 000 |
в 1 см - 750 км |
1 : 75 000 000 |