География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ОТКРЫТИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ - ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - ВВЕДЕНИЕ
Тип урока |
Урок актуализации знаний и умений |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, электронным приложением к нему и картой |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Как люди изучали Землю. Великие географические открытия. Земля как планета. Луна - спутник Земли. Осевое вращение Земли. - Режим доступа: http://www.my-geography.ru |
||
План урока |
1. Как человек открывал Землю. 2. Изучение Земли человеком. Современная география. 3. Земля - планета Солнечной системы. 4. Вращение Земли. Луна |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Географические открытия и исследования, шарообразность Земли, Северный и Южный географический полюсы, экватор, земная ось |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий “Солнечная система”, “планета”, “тропики”, “полярные круги”, “параллели”, “меридианы”; приводить примеры географических следствий движения Земли. |
Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат |
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (Приложение 1) |
Слушают учителя и включаются в учебную деятельность |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала |
Организует беседу по вопросам: “Какую форму имеет Земля? Какой ее себе представляли древние люди? Каких путешественников вы знаете?” |
Отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа |
|
III. Изучение нового материала |
Работа с текстом учебника (с. 4-5) |
Организует работу с текстом учебника по заполнению таблицы (Приложение 2) |
Знакомятся с новой информацией, работают в тетрадях |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы и записи в тетрадях |
Работа с электронным приложением и схемой |
Показывает слайды электронного приложения “Как люди изучали Землю. Великие географические открытия”, дополняет информацию интересными фактами о путешествиях эпохи Великих географических открытий и изучении Земли российскими исследователями; акцентирует внимание учащихся на схеме (Приложение 3) |
Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, дополняют её |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Беседа |
Беседует с учащимися по вопросам: “Какие примеры шарообразности Земли вам известны? Почему происходит смена дня и ночи, времен года?” |
Приводят примеры шарообразности Земли, отвечают на вопрос |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Работа по рисунку 4, с. 8 |
Организует работу по рисунку “Планеты Солнечной системы” (Приложение 4) |
Отвечают на вопросы, сравнивают планеты по разным параметрам |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы |
|
Работа по рисунку 5, с. 9 |
Организует работу по рисунку (Приложение 5) |
Объясняют рисунок “Вращение Земли вокруг Солнца” |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Работа с контурными картами |
Организует работу с контурными картами. Задание: нанесите на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба |
Обозначают на контурной карте маршруты великих путешественников |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения задания |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Организует работу по закреплению основных понятий урока |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 1, 2, проверить себя по заданиям электронного приложения |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Вводное слово учителя
Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг огня детей. Четыре мальчика и две девочки семи-восьми лет, одетые в грубо выделанные шкуры, отворачивались, вытирали ладошками слезящиеся глаза, но при этом очень внимательно слушали старика, сидящего перед ними на камне. А говорил он очень важные и интересные вещи.
Он рассказывал, что находится там, за их рекой и их лесом. Он рассказывал, что там далеко в темных углах пещер живут саблезубые тигры, что реки там так стремительны, что несут с собой камни и валуны, что растения там столь удивительны и прекрасны, что трудно оторвать от них взгляд.
Так или примерно так первобытные люди впервые начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать мир, который их окружал.
Постепенно возникли и стали развиваться науки, изучающие природу. Природу в старину называли “естеством”. Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки:
1) Астрономия (от греч. “астрон” - звезда, “номос” - закон) - наука о небесных телах.
2) Физика (от греч. “физис” - природа) - наука о явлениях природы.
3) Химия (происхождение названия точно неизвестно. Возможно, от греч. “наука о веществах и их превращениях”).
4) Биология (от греч. “биос” - жизнь, “логос” - наука, учение) - наука о живой природе.
5) Геология (от греч. “гео” - земля, “логос” - наука, учение) - наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
6) Экология (от греч. “экое” - дом, “логос” - наука, учение) - наука о связях между человеком и природой.
7) География (от греч. “гео” - земля, “графо” — пишу) - “землеописание”, наука о Земле.
Приложение 2
Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Заполняя таблицу, можно использовать следующую форму работы. Один ученик читает, дети вместе определяют основные мысли текста и записывают в тетрадь.)
Имя |
Дата |
Достижения |
Аристотель Эратосфен Геродот Марко Поло |
Приложение 3
• Открытие Америки.
Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В XV в. многих европейцев манил далекий и богатый мир Азии, особенно Индия и Китай. Но путь в Азию был очень долгим - нужно было плыть вокруг Африки. Отыскать более короткий путь решил итальянский моряк на испанской службе, уроженец города-республики Генуи Христофор Колумб. Чтобы представить грандиозность деяния Колумба, нужно понять и помнить, что в ту пору мореплавание было преимущественно прибрежным. Не вполне владея приемами определения места корабля, капитаны боялись долго оставаться в открытом море, предпочитая не терять из виду берег.
В сознании моряков XV в. прочно сидел суеверный, почти животный страх перед опасностями открытого океана. И вот в это время испанская флотилия преодолевает почти 6 000 км, больше месяца, не видя вокруг ничего, кроме воды и неба. Небывалое, ни с чем не сравнимое событие! И, проведя в открытом океане более двух месяцев, 12 октября 1492 года Колумб со своей командой высадился на берег. Он полагал, что достиг Индии, и поэтому назвал встреченных здесь жителей индейцами. До конца своих дней великий мореплаватель так и не узнал, что не достиг Азии, а открыл новую часть света - Америку.
• Открытие Антарктиды.
В первые годы XIX в. список крупных морских держав пополнился еще одним государством. На просторы океанов вышел молодой флот России. В 1803-1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание на военных шлюпах “Надежда” и “Нева” под командованием капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна. Успех этого предприятия открыл дорогу целой серии блестящих дальних плаваний кораблей Российского флота.
И. Ф. Крузенштерн являлся главным инициатором экспедиции в арктические воды. Он подчеркивал: “Славу такого предприятия не должны допускать отнять у нас; она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам”.
4 июля 1819 г. “Восток” и “Мирный” покинули Кронштадтский рейд, положив тем самым начало первой русской арктической экспедиции. Командовал экспедицией сорокалетний капитан 2-го ранга, участник первого русского кругосветного плавания, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, поднявший свой брейд-вымпел на “Востоке”. Командиром шлюпа “Мирный” был назначен лейтенант Михаил Петрович Лазарев, впоследствии прославленный адмирал.
16 января 1820 г. шлюпы находились в точке с координатами 69°22’ ю. ш. и 2°15’ з. д., где были впервые усмотрены береговые “бугристые” льды шестого материка. 16 января 1820 г. принято считать днем открытия Антарктиды.
Схема 1
Приложение 4
Работа по рисунку 4, с. 8
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.
Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.
Планеты земной группы намного меньше по размерам и самые близкие к Солнцу. Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
Планеты-гиганты (они состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца). Перечислите их. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Ни в одну из этих групп не входит Плутон - самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Плутон мало изучен, открыт был только в 1930 г. Это единственная планета, которую не посетили земные космические аппараты.
Какая самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)
Назовите общее количество планет. (9.)
Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий.)
Какая планета имеет кольца? (Сатурн.)
Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Назовите соседей Земли. (Венера, Марс.)
Какая планета занимает третью орбиту? (Земля.)
Что является центром Солнечной системы? (Солнце.)
Приложение 5
Работа по рисунку 5, с. 9
Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли - это эллипс.
Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси (против часовой стрелки). Земная ось - это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.
Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.
По поверхности Земли проходит экватор - воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов. Экватор делит Землю на Северное к Южное полушария.
Задание 1. Покажите на рисунке все новые понятия.
Задание 2. Используя текст учебника (§ 2, п. 2, с. 9) и рисунок, объясните смену времен года.
Наклон земной оси к плоскости орбиты обусловливает различный угол падения солнечных лучей и, соответственно, различия в поступлении тепла на земную поверхность, а также неодинаковую продолжительность дня и ночи в течение года на всех территориях, кроме экватора.
22 июня - день летнего солнцестояния, когда земная ось северным концом обращена к Солнцу (см. рисунок слева). В этот день все территории севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Северный полюс освещен целиком - там полярный день.
В этот же день на территории южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. На Южном полюсе - полярная ночь.
Задание. Опишите по рисунку, чем характеризуется день зимнего солнцестояния.
Вопросы:
1) Что влияет на смену времен года? (Вращение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси.)
2) Когда в Северном полушарии (в котором мы живем) лето, а когда зима?
3) К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси, период которого равен 24 часам?