География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний, практикум |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о суточном, месячном и годовом ходе температуры, причинах изменения температуры воздуха; создать условия для формирования умения делать вывод о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом в течение года |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: График хода температуры воздуха |
||
План урока |
1. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. 2. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры. 3. Средняя месячная температура воздуха. 4. Средние многолетние температуры. Годовой ход температуры воздуха |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Суточная, годовая амплитуда температуры воздуха, средняя многолетняя температура воздуха за месяц, средняя годовая температура воздуха |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Мета предметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: строить график хода температуры и вычислять средние температуры воздуха. Получат возможность научиться определять суточную, годовую амплитуду температуры воздуха, среднюю многолетнюю температуру воздуха за месяц, среднюю годовую температуру воздуха; объяснять зависимость между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом в течение года |
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; определяют критерии для сравнения явлений, объектов. Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их фактами; классифицируют информацию по заданным признакам. Регулятивные: работают в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивают работу одноклассников |
Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Работа по заданиям учебника |
Организует работу по заданиям 3, 5, с. 106; 1, с. 107 в учебнике |
Выполняют задания |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением и рисунками учебника |
Организует работу с электронным приложением к учебнику “График хода температуры воздуха”, комментирует информацию; задает вопросы к рисункам учебника 70, 71, с. 108- 109 (Приложение 1) |
Обдумывают и обсуждают новую информацию. Отвечают на вопросы и делают выводы, используя новые знания |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
Самостоятельная работа |
Организует самостоятельную работу по определению средней суточной температуры воздуха и амплитуды колебания температур (Приложение 2) |
Письменно выполняют задания |
Индивидуальное выполнение заданий в тетрадях |
Письменные ответы |
|
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, с. 109- 110, по определению понятий: средняя многолетняя температура воздуха за месяц, средняя годовая температура воздуха; годовая амплитуда температуры воздуха |
Работают с текстом учебника, дают определения понятиям |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Анализ графика годового хода температуры воздуха в Москве |
Организует анализ рисунка 72, с. 110, используя задание в учебнике, с. 110 |
Отвечают на вопросы, используя новые знания |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
Практикум |
Организует практикум “Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры”, с. 111 |
Выполняют практическую работу |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения работы |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания по выявлению зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§28 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Комментарий к видеоролику “График хода температуры воздуха”, вопросы и задания к рисункам учебника
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.
На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти.
Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся - и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
- Итак, как изменяется температура воздуха? (С высотой; в зависимости от угла падения солнечных лучей.)
- Почему происходят эти изменения температуры?
Причины, влияющие на изменение температуры воздуха, таковы:
• Воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается.
• Суша и вода нагреваются и остывают по-разному.
• Энергия Солнца, поступающая на Землю, называется солнечной радиацией. Часть солнечной радиации отражается земной поверхностью и теряется, однако большая ее часть поглощается земной поверхностью и превращается в тепло. Количество солнечной радиации напрямую связано с углом, под которым солнечные лучи поступают на землю. Чем больше угол падения, тем больше получает земная поверхность солнечной радиации, тем больше тепла, нагревающего воздух.
Вопросы к рисунку 70, с. 108. Изменение температуры в течение суток.
- Какая площадь на рисунке нагрета больше? Почему?
- Каков при этом угол падения солнечных лучей?
- Основываясь на своих наблюдениях, расскажите, как изменяется температура в течение суток.
- Какая из освещенных площадок, изображенных на рисунке, соответствует полудню, дневному времени и вечеру, почему?
- Установите соответствие между углом падения солнечных лучей и температурой воздуха.
Задания к рисунку 71, с. 109.
- Определите суточную амплитуду температуры воздуха на третьей паре термометров.
- Объясните, почему самая низкая температура зарегистрирована в 6 ч, а самая высокая - в 14 ч?
Приложение 2
Самостоятельная работа
Задание 1. Используя текст учебника (пункт 4, с. 108, “Средние суточные температуры воздуха”) и данные на доске, вычислите среднюю температуру воздуха.
6 ч - 5 °С
14 ч - 20 °С
12 ч - 24 °С
18 ч - 18 °С
20 ч - 10 °С
Задание 2. Определите амплитуду колебания температуры воздуха.
Задание 3. Вычислите среднюю температуру воздуха.
1 ч - (-10 °С)
7 ч- (-5 °С)
13 ч- (+5 °С)
19 ч - (0 °С)
Решение:
((-10) + (-5)) + (5 + 0) : 4 = (-15 + 5) : 4 = -10 : 4 = -2,5 °С
Задание 4. Начертите, используя данные температуры, график, отражающий суточный ход температур.
Ответ: