География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
АТМОСФЕРА: СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
|||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об атмосфере, ее частях и способах изучения; создать условия для формирования умений составлять и анализировать схему “Значение атмосферы для жизни на Земле” |
|||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Состав атмосферы. Строение атмосферы |
|||
План урока |
1. Атмосфера - воздушная оболочка Земли 2. Строение атмосферы и значение для жизни на Земле. 3. Изучение атмосферы |
|||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
|||
Основные понятия |
Тропосфера, стратосфера |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся показывать и сравнивать слои атмосферы, называть способы ее изучения и меры, направленные на уменьшение загрязнения. Получат возможность научиться определять значение атмосферы для жизни на Земле |
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью. Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, коррекции, оценка результата |
Осознают целостность природы, значимость и общность глобальных проблем человечества |
||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Проверка домашнего задания и беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала |
Организует презентацию “Такие разные ледники”, подготовленную учащимися (задание 7, с. 103). Беседа: 1) Что вы узнали, изучив тему “Гидросфера”, чему научились? 2) Какие планеты Солнечной системы имеют атмосферу? Какие условия необходимы для ее существования? |
Обсуждают и оценивают презентацию, участвуют в беседе |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Рассказ учителя с элементами беседы |
Рассказывает об атмосфере (Приложение 1), организует беседу по вопросам: 1) Какие планеты Солнечной системы имеют атмосферу? 2) Какие условия необходимы для ее возникновения? 3) Смесью каких газов является атмосферный воздух? |
Отвечают на вопросы и делают вывод, используя новые знания. Работают с рисунком на доске |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
Работа с рисунком учебника “Строение атмосферы” |
Организует: 1) работу с рисунком учебника “Строение атмосферы” по описанию тропосферы и стратосферы; 2) выполнение в тетради рисунка “Строение атмосферы” |
Отвечают на вопросы, работают в тетрадях |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Устные ответы и выполнение рисунка в тетрадях |
|
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника, п. 3, с. 105, по определению значения атмосферы для жизни на Земле и способах защиты ее от загрязнений (Приложение 2) |
Знакомятся с новой информацией, делают выводы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Сообщения учащихся о способах изучения атмосферы |
Организует обсуждение сообщений учащихся о способах изучения атмосферы |
Обсуждают новую информацию, задают уточняющие вопросы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Выполнение задания |
Организует выполнение задания: охарактеризовать атмосферу по плану на с. 70, задание 2 |
Выполняют задание в тетрадях |
Индивидуальная работа |
Проверка выполнения задания |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 26, задания 3, 5, с. 106 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Рассказ учителя
Мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты - атмосферы, или воздушной оболочки. Она словно невидимым одеялом окутывает Землю, простираясь вверх на несколько тысяч километров. Воздух очень легкий, но он все-таки имеет вес.
1) Опыт (проводит учитель).
Учитель ставит на стол весы с прикрепленной к одной их части колбой (весы уравновешены); нагревает колбу. Через некоторое время весы выходят из равновесия. Колба как бы стала легче. Когда спиртовку из-под колбы учитель снимает, через некоторое время весы снова приходят в равновесие.
Объяснение: равновесие на весах было нарушено потому, что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче. Когда колба охладилась, в ней стало прежнее количество воздуха и весы пришли в равновесие.
2) Состав атмосферы (на доске схема-рисунок).
Воздух - представляет собой смесь газов, в котором 78 % - азот, около 21 % - кислорода, а 1 % приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды.
Кроме того, в воздухе содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, пепла, морской соли), пыльца растений.
Принято считать, что толщина воздушной оболочки Земли примерно 3000 км. Атмосфера постепенно, без резкой границы, переходит в космическое пространство.
Приложение 2
Значение атмосферы. (Учащиеся делают выводы.)
Атмосфера рассеивает солнечные лучи, и они не так сильно нагревают днем поверхность Земли. Ночью же наоборот - атмосфера не дает Земле быстро охлаждаться и как невидимое одеяло удерживает тепло.
Атмосфера - броня планеты. Сотни метеоритов не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в звездную летнюю ночь. В народе такие сгорающие в атмосфере метеориты иногда называют падающими звездами.
В атмосфере образуются облака. Нижние слои ее находятся в движении, образуя ветер, который переносит облака на сотни километров от места их возникновения.
Защита атмосферы от загрязнений.
Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере из-за недостатка кислорода в организме. А между тем воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов, которые поступают в атмосферу из заводских труб. Очень сильно отравляют воздух неотработанные газы автомобилей.
Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего, в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоуловители, которые очищали бы воздух от вредных для организма веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов: лесонасаждения - это самые мощные производители чистого воздуха. Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей.