АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. ВЕТЕР - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. ВЕТЕР - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об атмосферном давлении, причинах возникновения и видах ветров; создать условия для формирования умений определять направление ветра, строить розу ветров, измерять атмосферное давление

План урока

1. Понятие об атмосферном давлении.

2. Измерение атмосферного давления.

3. Изменение атмосферного давления.

4. Как возникает ветер? Виды ветров.

5. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Ветер, бризы, муссоны, роза ветров

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть основные виды ветров, объяснять значение понятия “ветер”. Получат возможность научиться определять направление ветра, строить розу ветров, измерять атмосферное давление. Выявлять связи между изменением температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, пересказывают близко к тексту.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, решения географических задач





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению знаний

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по вопросам:

- Как происходит нагревание воздуха в тропосфере?

- Как зависит температура воздуха от высоты?

- Как нагревается воздух над сушей и над морем?

- Какая температура за бортом самолета, если он летит на высоте 8000 м? На земле в это время температура воздуха равна 15 °С.

- В Африке находится гора Килиманджаро. Имеются ли на ее вершине льды и снега, если средняя температура воздуха у подножия горы равна 25 °С?

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Знакомство с понятием атмосферное давление, способами измерения и причинами его изменения

Знакомит обучающихся с понятием атмосферное давление, способами его измерения и причинами изменения (Приложение 1)

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, измеряют атмосферное давление с помощью барометра

Фронтальная работа

Устные ответы

Знакомство с понятием ветер, видами ветров и способами определения направления и силы ветров

Знакомит обучающихся с понятием ветер, видами ветров и способами определения направления и силы ветров

Знакомятся с новой информацией, сравнивают температуру и давление над сушей и морем днём и ночью, изображают в тетради направления движений воздуха в дневном и ночном бризе

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы, рисунок в тетради

Работа с текстом и рисунками учебника

Организует работу с текстом учебника, с. 115- 116, и рис. 75, 76 по определению понятий: муссоны, роза ветров

Находят определение понятий, анализируют рисунки

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы, запись определений в тетрадь

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует практикум “Построение розы ветров”, с. 118 в учебнике

Выполняют практическую работу

Индивидуальная работа

Проверка выполнения работы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 28

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа










Приложение 1

Знакомство с понятием атмосферное давление, способами измерения и причинами его изменения

На одном из уроков мы взвешивали колбы: холодную и нагретую. Почему нагретая колба весила меньше холодной? (<Ответы детей.)

Значит, воздух имеет вес. У поверхности земли 1 м3 воздуха весит 1 кг 300 г. Определим вес воздуха, находящегося в нашем классе. Предположим, длина класса 8 м, ширина 6 м и высота 4 м. Следовательно, объем класса 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти четверть тонны.

Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле, и давление это не маленькое: на каждый см2 - 1 кг. Площадь нашей тетради примерно 300 см2. Значит, на нее давит 300 кг воздуха. Доказательств того, что воздух давит с очень большой силой, много.

Опыт (проводит учитель).

Учитель берет воронку и, придерживая пальцами узкое отверстие, наливает в нее воду. Широкое отверстие прикрывает листом бумаги. Затем он переворачивает воронку.

Объяснение: вода из воронки не выливается потому, что на лист бумаги снизу давит воздух. Он как бы прижимает бумагу к краям воронки. Если же палец с узкого конца воронки снять, то воздух устремится в воронку и вода из нее выльется.

Давление атмосферы способно уравновесить столбик ртути длиной 760 мм, а у нас есть заполненная ртутью трубка длиной 1000 мм. Что же будет с ртутью, если мы перевернем эту трубку в чашечку? (Остаток ртути выльется из нее.)

Задание. Рассмотрите рисунок в учебнике “Изменение атмосферного давления с высотой”, с. 113, и ответьте на вопросы:

1. Как устроен ртутный барометр и барометр-анероид?

2. Почему в точке 1 давление больше, чем в точке 4?

3. Сравните атмосферное давление в точках 2 и 3. Почему с поднятием вверх давление уменьшается?

4. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равно 750 мм рт. ст.? (550 мм pm. cm.)

Приложение 2

Знакомство с понятием ветер, видами ветров и способами определения направления и силы ветров

Демонстрация опыта. Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой. Они поднимаются вверх.

- Что происходит с полосками бумаги? Почему? (Теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги. Значит, воздух движется, перемещается.)

- Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи. А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?

Солнечное тепло распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом.

Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место. Движение воздуха является причиной образования какого-то процесса. Попробуем отгадать загадку:

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг - и нет его нигде. (Ветер.)

Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Белым-бело на свете белом,

Льдом звонким скованы пруды.

В саду наигрывает ветер,

Как музыкант, на все лады.

И. Осмухина

(Во время рассказа учитель делает краткие записи на доске, дети в тетрадях.)

• Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД → НД). Он обладает скоростью и направлением (скорость ветра измеряется в м/с).

• Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер (б разница Д → б ветер).

• На направление ветра так же влияет и отклоняющая сила в Северном полушарии - вправо, влево - в Южном (вправо - СП; влево - ЮП).

• Ветер великий в природе работник.

Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

• Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

• Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

• Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

• Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

• Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

На территории Казахстана расположен прославленный курорт “Боровое”. Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля - ветер.

- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)

Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила.

Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветры дуют с запада, восточные - с востока). Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке - 17-балльная.

На доске таблица:

Балл

Название

Скорость, м/с

0

Штиль

0-0,2

1

Тихий ветер

0,3-1,5

2

Легкий ветер

1,6-3,3

3

Слабый ветер

3,4-5,4

4

Умеренный ветер

5,5-7,9

5

Свежий ветер

8,0-10,0

6

Сильный ветер

10,1-13,8

7

Крепкий ветер

13,9-17,1

8

Очень крепкий ветер

17,2-20,7

9

Шторм

20,8-24,4

10

Сильный шторм

24,5-28,4

11

Жестокий шторм

28,5-32,6

12

Ураган

32

На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряются флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)

Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.

Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры, вызванные местными условиями (температурой, орографией); ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.

• К местным ветрам термического происхождения относятся бризы - это ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время года, когда контраст температуры (вода - суша) наибольший.

Ночной (береговой) бриз дует со стороны быстро остывшей суши в сторону водоема, дневной (морской) бриз - со стороны водоема в сторону нагретой суши. Эти ветры охватывают слой воздуха в сотни метров и проникают в глубь суши (моря) на несколько километров или десятки километров. Лучше выражены в безоблачную антициклональную погоду. Весьма характерны на западных побережьях тропиков, где нагретые материки омываются водами холодных течений. Этим объясняется глубокое (до 50 км) проникновение на сушу дневного морского бриза. С бризами связаны весьма низкие для тропиков температуры побережий (15...20 °С) и большая влажность воздуха береговых пустынь.






Для любых предложений по сайту: [email protected]