Результаты обучения иностранному языку - Предисловие

Английский язык 7 класс - Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой - 2015 год

Результаты обучения иностранному языку - Предисловие

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

УМК серии Rainbow English для 7 класса формирует у учащихся мотивацию к овладению английским языком как средством общения. В основе этого процесса лежит целостное представление о роли и значимости английского языка в жизни современного человека, осознание важности этого языка для поликультурного мира наших дней. В этом отношении особое значение имеет учебная ситуация The Language of the World, в которой освещаются проблемы английского языка как языка международного общения. Учащиеся не просто знакомятся с английским языком как системой средств выражения собственных мыслей, но и используют его для реализации своих коммуникативных намерений. Тем самым школьники осознают возможности самореализации средствами данного языка. Например, они учатся рассказывать о своей школе, сравнивать российскую систему образования с аналогичными системами иных стран (Unit 1). Знакомясь с англоязычными странами, их культурой, традициями и обычаями, семиклассники начинают составлять высказывания о различных сторонах жизни этих стран, обсуждать значимые для них проблемы (Units 2, 3). Работая над четвертой, пятой и шестой учебными ситуациями, школьники обсуждают самые разнообразные проблемы экологии и здорового образа жизни, говорят о своих интересах, рассказывают о том, как они проводят своё свободное время и т. д. Таким образом, английский язык начинает выступать для них в качестве нового инструмента познания мира и культуры других народов, они осознают личностный смысл овладения английским языком.

Достижению личностных результатов обучения способствует тот факт, что все учебники серии Rainbow English построены на основе личностно-деятельностного подхода. Основными видами деятельности,

на которые УМК для 7 класса ориентирует подростков, являются коммуникативная, учебная и познавательная. Таким образом, занимаясь по УМК-7, школьники приобретают существенный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения. Они учатся быть инициативными, трудолюбивыми и дисциплинированными, у них развивается мотивация достижения — стремление к успеху в коммуникативной и учебной деятельности. Этому в большой степени способствуют такие разделы УМК, как Project Work, Do It on Your Own, Test Yourself, задания из рабочей тетради и лексико-грамматического практикума, а также диагностические тесты, развивающие умения самоанализа, самооценки, вырабатывающие адекватное представление о своих учебных достижениях.

Учебный материал в УМК для 7 класса представлен наглядно и в достаточной степени красочно, ситуации общения отобраны с учётом возрастных особенностей подростков, что облегчает формирование интереса к изучению английского языка, желания изучать этот предмет в будущем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Деятельностный характер освоения содержания учебно-методических комплексов серии Rainbow English направлен на достижение метапредметных результатов, т. е. на формирование универсальных учебных действий (далее УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных1.

Личностные УУД

Содержание УМК прежде всего способствует формированию УУД, связанных с личностным самоопределением (например, правильность своего образа жизни (Units 5, 6), корректное представление своей страны (Units 1, 4, 5, 6), толерантное отношение к иным культурам, обычаям, традициям (Units 2, 3, 4). Занимаясь по УМК-7, школьники учатся давать нравственно-этическую оценку различным явлениям действительности. Так, например, для них очевидной оказывается ценность традиций для различных народов, необходимость решать экологические проблемы совместными усилиями. Школьники лишний раз задумываются о таких непреходящих ценностях современного общества, как дружба, семья, знания, здоровье. Участие семиклассников в моделированных ситуациях межкультурного общения также способствует ориентации в социальных ролях, даёт опыт межличностных отношений.

Регулятивные УУД

Разделы учебника “Учимся самостоятельно” (Do It on Your Own), задания рабочей тетради и лексико-грамматического практикума, диагностические тесты развивают у учащихся умение учиться, полагаясь на себя, заставляют самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов.

Познавательные УУД

Способы презентации нового языкового материала в УМК-7 показывают учащимся, каким образом необходимо структурировать новые знания, анализировать объекты изучения с целью выделения существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Например, учащимся предлагается самим выводить правила построения вопросительных и отрицательных предложений в новых грамматических временах. Кроме того, последовательная и систематическая работа по УМК-7 постепенно знакомит школьников со способами извлечения, обработки и презентации информации, на что направлены многие задания, связанные с чтением и аудированием. Этому же способствуют введённые в структуру каждой учебной ситуации пояснения под заголовком Nota Bene. Освоение лингвистического (грамматического, лексического и словообразовательного) материала учит школьников логически мыслить, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания, даёт представление о типичном, аналогичном, универсальном, исключительном и т. п. Иными словами, школьники учатся логично мыслить и адекватно излагать свои мысли.

Коммуникативные УУД

Наибольшее внимание в УМК данной серии уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий, а именно: формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнёров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.

Содержание учебно-методических комплексов Rainbow English позволяет заложить основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения. Немалая роль в этом отношении принадлежит рубрике “Речевые обороты” (Social English), которая красной нитью проходит через все блоки учебника.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В соответствии с авторской рабочей программой, основными предметными результатами освоения учебного материала для данной серии являются:

а) дальнейшее развитие иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании;

б) приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи, а также навыков оперирования данными знаниями.

Кроме того, УМК-7 содержит необходимые семиклассникам социокультурные знания. Так, в седьмом классе учащиеся получают новые сведения о географии, истории, культуре, природных условиях и животном мире, образе жизни населения России, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, системах образования в некоторых из этих стран, знакомятся с образцами английской и американской поэзии и фольклора.

Говоря о предметном содержании речи, в целом можно отметить, что работа по УМК-7 охватывает все темы, важные для изучения в 7 классе основной школы в соответствии с “Примерными программами по учебным предметам общего образования”2.

Тематическое содержание учебника представлено следующими учебными ситуациями и проблемами для обсуждения, отобранными в соответствии с требованиями Примерной программы:

Система начального и среднего образования в Великобритании и России: обучение в школе, возвращение в школу после летних каникул, предметы школьного обихода, классная комната, школьное расписание, учебные предметы, школьная форма, система оценок в школах Великобритании и России.

Роль английского языка в современном мире: происхождение и развитие английского языка, система словарей и как ими пользоваться, интернациональные слова, английский язык как язык международного общения, варианты английского языка в современном мире.

Англоязычные страны: география Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, элементы истории стран, крупные города, животный мир Австралии, достопримечательности, необычные места на территориях этих стран.

Животный и растительный мир планеты Земля: ученые-натуралисты, работавшие в этой области, особенности флоры и фауны отдельных стран, домашние и дикие животные, язык птиц, роль растений и животных на планете.

Основы экологического воспитания: заповедные зоны России, понятие экологии, окружающая среда, загрязнение воздуха, водных просторов, почвы, угрозы для окружающей среды, природо-защитные организации, исчезновение отдельных видов растений и животных, природные и техногенные катастрофы и способы борьбы с ними, необходимые действия по защите окружающей среды.

Здоровый образ жизни: анатомия человека, болезни, на приёме у врача, проблемы закаливания, необходимость занятий спортом, значение велоспорта, здоровое и нездоровое питание, рестораны системы Макдоналдс и иные точки питания, где продаётся еда быстрого приготовления, различные диеты и их эффективность, борьба с вредными привычками.

Изучаемый лексический и грамматический материал группируется вокруг следующих учебных ситуаций:

Unit 1. Schools and Schooling

Unit 2. The Language of the World

Unit 3. Some Facts about the English-speaking World

Unit 4. Living Things Around Us

Unit 5. The ABC of Ecology

Unit 6. Living Healthy

Лексический и грамматический материал отбирался в соответствии с изучаемыми ситуациями общения и подвергался некоторой адаптации в зависимости от возраста, жизненного опыта, потребностей и интересов семиклассников.

Лексические единицы, подлежащие усвоению, представляют собой наиболее употребительную лексику английского языка, устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета. Например, при изучении темы Some Facts about the English-speaking World (Unit 3) семиклассники овладевают лексикой, необходимой для того, чтобы рассказывать о географии стран изучаемого языка. Например, для того чтобы рассказать о рельефе местности, учащиеся знакомятся с такими лексическими единицами, как border, chain, coast, plain, valley etc,усваивают правила их сочетаемости с другими словами английского языка. Ознакомление с новыми лексическими единицами сопровождается знакомством с устойчивыми сочетаниями, в которых они наиболее часто встречаются: a mountain chain, to border on some country, a deep valley.

Значительное внимание в учебнике уделяется речевым клише, необходимым для успешного участия в диалогическом общении. В 7 классе школьники овладевают способами выражения удивления, приветствий и поздравлений, рекомендаций и т. д. Также учащиеся расширяют полученное в предыдущие годы представление об основных способах образования существительных, глаголов, прилагательных и наречий в современном английском языке. Это прежде всего аффиксация или деривация (decorate — decoration, weak — weakness, woman — womanly, develop — development, agree — disagree), конверсия (break — to break, support — to support), словосложение (school + yard = schoolyard, school + mate = schoolmate etc). При работе над лексикой внимание обращается на вариативность средств выражения, а также на явление синонимии. При этом особо подчёркивается, чем слова, близкие по значению, отличаются друг от друга. Для того чтобы предотвратить возможные ошибки в использовании лексики и отдельных структур, в учебник введена рубрика Confusable Words/Confusable English.

Обучение грамматической стороне речи в седьмом классе направлено на овладение основными морфологическими формами и синтаксическими конструкциями, которые нужны для успешного участия в процессе общения в рамках, обозначенных в Примерной программе тем и ситуаций. Необходимые разъяснения предлагаются учащимся в специальных разделах Nota Bene и грамматическом справочнике в конце учебника (часть 2).

В области морфологии глагола семиклассники детально знакомятся с грамматическим временем present perfect. Работа над этим материалом охватывает сразу несколько блоков, что связано со сложностью его восприятия русскоязычными учащимися. Одной из основных задач обучения грамматической стороне речи является формирование умения выбрать соответствующую форму глагола в том или ином времени — present perfect vs past simple; present perfect vs present perfect progressive. Последнее из упомянутых времён также является новым предметом для изучения семиклассниками. Отметим, что в течение целого ряда уроков (periods) второй и третьей учебных ситуаций обеспечивается достаточная тренировка форм неправильных глаголов, способности выбора необходимой грамматической конструкции, адекватной коммуникативному намерению. Знакомятся учащиеся и с возвратными местоимениями, наречиями неопределённого времени, получают информацию о специфике различных конструкций (Не has been vs Не has gone; Have you done it yet? vs Have you already done it?).

В области изучения категории имени существительного семиклассники знакомятся с возможными классификациями субстантивов. В частности, им предлагается подробная информация об исчисляемых и неисчисляемых существительных, особенностях каждого из указанных разрядов. Они узнают, как в английском языке указать на часть целого, как обозначить парные предметы и корректно согласовать глагол и существительное в подобных сочетаниях. Большое внимание уделяется адекватному использованию артиклей с различными разрядами имён существительных.

В области синтаксиса семиклассники расширяют свои знания о простых и сложносочинённых предложениях, совершенствуют навыки их построения, продолжают развивать умения употреблять в речи разнообразные типы придаточных предложений (условные, изъяснительные, атрибутивные, времени, причины и т. д.). Школьники тренируются в постановке вопросов различных видов (общий, альтернативный, специальный, вопрос к подлежащему). Отметим, что во многих случаях предлагаемые задания как в самом учебнике, так и в его компонентах (рабочая тетрадь, лексико-грамматический практикум) строятся на принципе оппозиций, что позволяет на новом уровне повторять пройденный грамматический материал и добиваться его полного и осознанного усвоения.

Основными принципами, на которых строится обучение грамматике, по-прежнему являются сознательность, доступность и посильность обучения, а также прочность полученных знаний и умений, коммуникативная направленность процесса обучения. Авторы придерживаются позиции, что формирование прочных, устойчивых грамматических навыков — одна из главных задач основной школы, так как именно они позволяют грамотно выражать свои мысли и осуществлять коммуникацию на должном уровне. В связи с этим весь УМК-7 содержит достаточно большое количество заданий на отработку изучаемых грамматических явлений.

Обучение говорению в седьмом классе предполагает овладение монологической и диалогической речью. Семиклассники продолжают развивать умения составлять законченные, логичные, связные монологические высказывания на основе содержательных опор, таких как текст, план и ключевые слова. Иногда им самим предлагается составить план своего небольшого высказывания. Упражнения на изложение содержания прочитанного или прослушанного текста, составление различных типов монологов (повествование, сообщение, описание), презентация результатов проведённой проектной работы присутствуют в каждом из тематических блоков. Требуемый объём самостоятельного монологического высказывания в седьмом классе около 9—10 фраз.

Овладение диалогической речью связано с формированием следующих коммуникативных умений: начинать, поддерживать и завершать разговор, сообщать и запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплики собеседника, выражать пожелания, благодарность, просьбу, вежливо отказываться, соглашаться, извиняться, переспрашивать собеседника. Желательный объём диалога — по четыре-пять реплик со стороны каждого партнёра. В основе технологии обучения диалогической речи лежит диалог-образец, который учащиеся слушают, анализируют, воспроизводят с некоторыми заменами. Далее на его основе они составляют собственные диалоги, стараясь соблюдать правила речевого этикета. Так, для 7 класса по-прежнему характерны задания типа: “Прослушай и прочитай диалог. На его основе составь собственный диалог о ... и разыграй его”.

Отметим, что задания на говорение включены в каждую контрольную работу, которая проводится по завершении любого блока на основе шести обозначенных выше учебных ситуаций (десятый урок каждой учебной ситуации, который в учебнике носит название Test Yourself и содержит соответствующие таблицы для проведения самопроверки). Часть заданий на говорение предлагается в формате, приближённом к формату ОГЭ.

Обучение аудированию по-прежнему нацелено на овладение умениями воспринимать на слух простые, достаточно короткие сообщения с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста). При этом предусматривается овладение следующими умениями:

— понимать тему и факты сообщения;

— вычленять смысловые вехи;

— выделять главное;

— отличать главное содержание от второстепенного.

Обычное время звучания текстов для аудирования 1,5 — 2 минуты. Текстовый материал для этих заданий отбирался на основе таких требований, как информативная ценность текста, соответствие текста возрастным особенностям школьников, их интересам и потребностям, аутентичность, доступность формы и содержания. Количество заданий на обучение аудированию достаточно велико. Практически каждый урок учебника (period) начинается с прослушивания монологического текста, диалога, песни или стихотворения. Это также относится и к иным компонентам УМК-7, в которых имеются задания на аудирование, причем многие из них предлагаются в формате ОГЭ.

В 7 классе учащиеся продолжают овладевать различными видами чтения. Они читают тексты с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей их информации (просмотровое чтение). Обучение чтению осуществляется на несложных текстах, построенных на знакомой лексике, но содержащих некоторые незнакомые лексические единицы, значение которых можно понять по контексту или посмотреть в англо-русском словаре. Объём текстов для чтения в среднем составляет 400—500 слов без учёта артиклей. При выполнении заданий на чтение предполагается формирование следующих умений: понимать тему и основное содержание текста; выделять смысловые вехи, основную мысль текста; вычленять причинно-следственные связи в тексте; выбирать нужную, интересующую учащихся информацию, использовать языковую или контекстуальную догадку; кратко и логично излагать содержание текста.

В седьмом классе происходит дальнейшее совершенствование навыков письма и развитие таких умений письменной печи, как

• делать выписки из текста;

• составлять план текста;

• писать открытки с опорой на образец (объёмом до 30 слов, включая адрес);

• писать краткие сообщения, письма личного характера, в том числе электронные, повествуя о конкретном событии.

Большое значение придаётся дальнейшему формированию орфографических навыков. Письменный диктант является обязательным заданием, входящим в каждый тематический блок.


1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

2 Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы. М.: Просвещение, 2010, 2-е издание, с. 14.






Для любых предложений по сайту: [email protected]