Структура и разделы УМК-7, особенности работы с ними - Предисловие

Английский язык 7 класс - Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой - 2015 год

Структура и разделы УМК-7, особенности работы с ними - Предисловие

Ещё раз отметим, что в УМК для 7 класса серии Rainbow English в качестве рекомендуемых компонентов входят учебник (книга для учащихся), рабочая программа, рабочая тетрадь для учащихся, аудиоприложение, книга для учителя, лексико-грамматический практикум, диагностика результатов обучения. Методическая поддержка осуществляется посредством сайта издательства “Дрофа” www. drofa.ru.

Учебник для 7 класса делится на две части, изданные отдельными книгами. Первая часть содержит учебные ситуации 1—3 (Schools and Schooling, The Language of the World, Some Facts about the English- speaking World); вторая — учебные ситуации 4—6 (Living Things Around Us, The ABC of Ecology, Living Healthy). Наряду с этим в каждой части есть так называемый Book Guide, который позволяет учащимся и учителю лучше ориентироваться в содержании учебника. Вторая часть также содержит грамматический справочник, в котором приведён весь перечень изучаемых грамматических явлений с комментарием на русском языке и примерами на английском языке, список неправильных глаголов, которые в обязательном порядке должны быть выучены в течение учебного года, англо-русский словарь, список географических названий.

Каждая учебная ситуация (тематический блок) включает в себя семнадцать — девятнадцать уроков: десять уроков по учебнику, четыре — по рабочей тетради, два — по книге для чтения, а также от одного до трёх так называемых резервных уроков (optional classes), которые учитель может планировать по своему усмотрению.

В учебнике первые восемь уроков (Steps 1—8) — это занятия, на которых вводится и частично отрабатывается новый материал. Далее планируется урок повторения. Это девятый урок по учебнику (Step 9). Весь материал каждой учебной ситуации закрепляется ещё раз с помощью рабочей тетради и лексико-грамматического практикума (четыре занятия). Проверяется усвоение этого материала во время урока подведения итогов Test Yourself (Step 10 учебника), в который включены задания для самоконтроля.

Важной составляющей каждого тематического блока является творческое проектное задание. Семиклассники заполняют страницы так называемого Английского альбома (English Album), иллюстрируют их рисунками и фотографиями. К примеру, оформляя страничку, посвящённую исчезающим видам животных (Unit 5), учащиеся могут написать о том, что они знают об амурском тигре, указать, где он обитает, чем питается, каковы его размеры, что делается в стране для увеличения популяции этого представителя фауны. Можно сосредоточить своё внимание на конкретных растениях, которые типичны для того или иного ареала, места проживания учащихся. Готовя проектное задание по второй учебной ситуации (Unit 2), школьники учатся находить нужную информацию в словарях или в Сети Интернет: им предлагается найти американские эквиваленты ряда британских слов, что напрямую связано с учебной ситуацией блока. Английский альбом призван постепенно пополняться новыми страничками. Подобные задания творческого характера, как представляется, могут дать учащимся возможность применить на практике вновь полученные знания и умения, сравнить свои работы с работами других учеников, проследить свои успехи в изучении английского языка от года к году при условии, что Английский альбом, в определённой степени заменяющий портфолио, будет аккуратно и постоянно пополняться.

Рабочая тетрадь УМК-7 содержит учебный материал, который предназначен как для работы в классе под руководством учителя, так и самостоятельной работы дома. Как уже отмечалось выше, предполагается, что после завершения работы над девятым уроком (period) каждой учебной ситуации учащиеся начинают заниматься по рабочей тетради. Структурно она состоит из пятичастей: 1) Listening; 2) Reading; 3) Speaking; 4) Use of English; 5) Writing. В течение нескольких занятий с помощью рабочей тетради школьники закрепляют уже известный им лексико-грамматический материал. Думается, что более логично на каждом занятии выполнять по несколько заданий из каждой части, чем посвящать весь урок только тому или иному виду речевой деятельности. Домашняя же работа может быть составлена из упражнений лексико-грамматического практикума. Впрочем, каждый учитель может проводить эти занятия, планируя задания рабочей тетради и практикума так, как ему представляется более логичным и удобным.

На работу по книге для чтения отводится два учебных часа в расчёте на каждую учебную ситуацию (тематический блок). Основное назначение уроков домашнего чтения — повышение мотивации к изучению английского языка, знакомство учащихся с отдельными аспектами английской и мировой культуры. Кроме того, книга для чтения предлагает дополнительные возможности для работы над таким важным видом речевой деятельности, как собственно чтение. Занятия по домашнему чтению призваны также разнообразить уроки английского языка, дать школьникам дополнительную информацию о культуре стран изучаемого языка, но, пожалуй, важнее всего то, что ученики получают возможность пользоваться языком для удовольствия, которое может доставить чтение. Разделы книги для чтения включают в себя тексты разных видов, как художественные, так и информационные, например, имеющие страноведческий характер. Кроме того, в книгу для чтения включены стихи, которые можно использовать для выразительного чтения и для заучивания наизусть. Учитель может выбирать очерёдность проведения занятий по домашнему чтению по своему усмотрению, не ориентируясь на последовательность, предлагаемую в рекомендуемом распределении материала по урокам (см. далее). Это также касается проведения резервных уроков. Отметим, что тематически материалы книги для чтения более разнообразны, нежели материалы учебника или рабочей тетради, и не обязательно увязаны с тематикой учебной ситуации.

Данная структура УМК для 7 класса серии Rainbow English позволяет охватить все грани такого явления, как коммуникативная компетенция. Постепенно, в системе учащиеся овладевают всеми её составляющими. Согласно “Базисному учебному плану”, в седьмом классе предполагается 35 учебных недель в учебном году, что при трёх часах английского языка в неделю составляет около 105 уроков иностранного языка в течение всего года обучения. В тематическом планировании представлено рекомендуемое соотношение материала и учебного времени. Объём материала в УМК-7 определён таким образом, чтобы у учителя имелся ряд резервных уроков, которые он может использовать по своему усмотрению.

Характеризуя структуру УМК-7 и организацию материала, отметим, что данный УМК, как и все иные УМК этой серии, основан на таких незыблемых принципах отечественной методики обучения иностранным языкам, как доступность и посильность, прочность и сознательность, активность и личностно ориентированная направленность процесса обучения. Это, безусловно, согласуется с ФГОС, в основе которого находится личностно-деятельностный подход к обучению. Именно выдержанный баланс между методическими традициями и новыми современными подходами и требованиями к процессу обучения иностранным языкам позволяет достичь обозначенной в стандарте цели обучения иностранным языкам — овладение иноязычной коммуникативной компетенцией как способностью и готовностью участвовать в межличностном и межкультурном общении. Достижение данной цели осуществляется системно, логично, как бы пошагово, что смещает акцент с цели обучения на сам процесс обучения и делает обозримым для учащегося объём материала, который ему предстоит усвоить на конкретном уроке или самостоятельно. Он учится планировать свою учебную деятельность, что и ведёт к формированию универсальных учебных действий.

При этом авторы большое внимание уделяют тому, чтобы учащиеся максимально овладели средствами языка, так как коммуникация невозможна, если школьник, изучающий английский язык, не может оформить свою мысль, построить предложение. В то же время на каждом уроке происходит осознание того, что изучаемый язык в первую очередь является средством межличностного и межкультурного общения. Семиклассники реально начинают применять иностранный язык для решения тех или иных коммуникативных задач в рамках моделируемых учебных ситуаций.

В заключение обратим внимание коллег на то, что урок английского языка, разработанный на основе УМК серии Rainbow English, обладает значительным потенциалом для становления личности школьника, его образования, воспитания и развития в рамках учебного предмета “иностранный язык”.

Сама специфика вышеназванного предмета, его деятельностный характер, коммуникативная направленность, тесная взаимосвязь со многими иными предметными областями открывают большие возможности для создания условий в области нравственного и интеллектуального развития языковой личности школьника, готового и способного к межкультурному общению на иностранном языке. Изучение иностранного языка также способствует осознанию учащимися своей принадлежности как к определенному лингвоэтносу, так и к международному сообществу.

В то же время обучение английскому языку в 7 классе основной школы по предлагаемым учебно-методическим комплексам закладывает основу для последующего формирования универсальных (метапредметных) учебных действий. Учащимися осознаются суть, смысл и ценность учебной деятельности. Семиклассники учатся учиться: самостоятельно овладевать знаниями, работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования, положительно влияет на результативность всего процесса школьного иноязычного образования.






Для любых предложений по сайту: [email protected]