Английский язык 7 класс - Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой - 2015 год
Цели обучения иностранному языку - Предисловие
Согласно современным требованиям к обучению иностранным языкам в основной школе, изучение иностранного языка должно быть направлено на достижение двух основных целей:
— развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих;
— развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка1.
Соответственно большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Интегративной целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии Rainbow English является формирование коммуникативной компетенции в совокупности пяти её составляющих:
• речевой компетенции, т. е. готовности и способности осуществлять межкультурное общение в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);
• языковой компетенции, т. е. готовности и способности применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для основной школы;
• социокультурной компетенции, т. е. готовности и способности учащихся строить своё межкультурное общение на основе знаний о культуре, традициях, реалиях страны/стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся 7 классов; готовности и способности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
• компенсаторной компетенции, т. е. готовности и способности выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;
• учебно-познавательной компетенции, которая позволяет осуществлять самостоятельное изучение английского языка и культуры англоязычных стран благодаря владению необходимыми для этого способами и приёмами, в том числе современными информационными технологиями, элементарными универсальными учебными умениями.
Отметим, что коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка, проводимых на основе учебно-методических комплексов серии Rainbow English. Тем не менее в процессе её реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников. Таким образом, обеспечивается достижение второго компонента цели обучения иностранным языкам, представленного в Примерной программе, — развитие личности учащегося.
Воспитательная цель реализуется в ряде аспектов. Во-первых, одной из особенностей УМК серии Rainbow English является одновременное изучение языка и культуры англоговорящих стран (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии) и, следовательно, развитие у учащихся способности к участию в диалоге культур, толерантному восприятию воззрений, отличных от их собственных. Более того, материалы УМК-7 способствуют формированию уважения к ценностям других культур, что в свою очередь даёт школьникам возможность лучше понимать, осознавать и ценить свои культурные традиции.
Во-вторых, авторы постарались наполнить УМК-7 достаточным количеством заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников, их приобщению к ценностям российского общества. Учебные ситуации The ABC of Ecology, Living Things Around Us, Living Healthy и другие способствуют формированию у подростков представления о том, насколько хрупкой является планета, на которой мы живём, насколько важными оказываются совместные действия различных стран и народов для сохранения земных богатств.
Учебная ситуация Schools and Schooling не только предлагает семиклассникам информацию о системах образования в англоязычных странах в сравнении с РФ, но и затрагивает на новом витке проблему личностных взаимоотношений между родственниками и друзьями.
Учебная ситуация Living Healthy способствует формированию правильного отношения к здоровому образу жизни, адекватной системе питания. Учебные ситуации The Language of the World, Some Facts about the English-speaking World знакомят школьников с культурой и традициями англоязычных стран. Отметим также, что предлагаемые в УМК тексты и задания ориентированы на то, чтобы учащиеся были готовы принять моральные нормы и гуманистические нравственные установки современного прогрессивного общества, имели эмоционально-оценочное отношение к миру.
Большим воспитательным потенциалом обладают задания, которые требуют совместной деятельности учащихся в процессе их выполнения. Проектные задания, предлагаемые в каждом тематическом блоке, развивают культуру межличностного общения, способность к учебному сотрудничеству, совместной деятельности со сверстниками.
Образовательная цель связана с тем, что учащиеся используют иностранный язык как средство получения информации об окружающей их действительности, расширяют свой общий, социокультурный и филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями. Так, например, школьникам предлагается, как указывалось выше, страноведческая информация о Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде. В области лингвистики учащиеся продолжают знакомиться с элементами морфологии и синтаксиса английского языка, процессами словообразования и т. п.
Развивающий аспект цели обучения английскому языку на основе УМК-7 состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует совершенствованию интеллектуальных и познавательных способностей школьников. В процессе работы над английским языком учащиеся начинают иначе воспринимать и осмысливать предлагаемую новую информацию. Образовательный процесс также способствует развитию ценностных ориентаций, чувственно-эмоциональной сферы, потребности в дальнейшем самообразовании в области иностранного языка. Достижение обозначенных целей обеспечивается чтением и аудированием текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических), обсуждением поставленных в них проблем, обменом мнениями школьников как на основе прочитанного, так и услышанного. Участвуя в воспроизведении моделируемых ситуаций, ролевых играх, школьники развивают свои речевые способности, личностные качества, творческое мышление и воображение.
Исходя из требований стандарта основного общего образования к учебным достижениям учащихся основной школы вышеописанные цели обучения английскому языку необходимо представить в виде конкретных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — С. 6—7.