Английский язык 2 класс - Книга для учителя - 2016 год
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ
Обучение говорению как процессу продуктивному, т. е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловлено ситуацией общения. Это связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших затрат времени учителя.
Говорение может выступать в форме монологического (связного) высказывания и диалогического — беседы (хотя такое разграничение несколько искусственно). В первом классе говорение можно рассматривать и как цель, и как средство обучения.
Говорение как средство обучения широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Оно используется при тренировке, поскольку ознакомление с формой, значением, употреблением, с той коммуникативной нагрузкой, которую несёт материал, подлежащий усвоению, происходит через аудирование.
Как только учащийся в первый раз воспроизводит материал (звук, слово, словосочетание, предложение), начинается тренировка.
Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. Говорению как цели обучения должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний.
Формированию говорения служат две группы упражнений: тренировочные и творческие. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформированных навыков при решении коммуникативных задач.
Итак, рассмотрим говорение как средство формирования произносительных, грамматических и лексических навыков.
Начнём с произносительной стороны высказывания. Так как на первом году обучение английскому языку обучения ведётся на основе языковых структур (например, “I am from ... ”), то формирование произносительных навыков осуществляется с помощью этих единиц. Последовательность работы над фонетической стороной высказывания определяется структурами и их лексическим наполнением, а не теми трудностями, с которыми учащиеся встречаются в овладении говорением на английском языке.
Например, структура “My name is.” содержит английские звуки [m, aι], ударные и неударные элементы, интонационный рисунок. Эта фраза не представляется трудной для учащихся. Они легко её имитируют, так как звуки [m, aι] могут произноситься как в русском языке.
Учащиеся проговаривают изолированный звук, затем слова с этим звуком и, наконец, целое предложение. Работа ведётся как хором, так и индивидуально. Интонацией дети овладевают через имитацию. Учитель им может помочь дирижированием.
Таким образом, работа над произношением должна строиться исходя из особенностей английских звуков с учётом русского языка. Все английские звуки условно можно разделить на три группы. Первая группа — звуки, идентичные в английском и русском языках, например [m, b, s, z, k, g]. Они не требуют специального обучения. Вторая группа — звуки, отличающиеся от аналогичных в русском языке. Они требуют коррекции, например [t, d, n, l, e, p]. Учащимся следует показать, чем они отличаются от звуков родного языка и как их нужно произносить. Третья группа звуков требует от учителя самого пристального внимания. При работе над звуками этой группы, такими, как [w, h, δ, r, θ, æ, η, əυ, з:], необходимо объяснить артикуляцию и добиться хорошего осознанного произношения их учащимися как изолированно, так и в словах, словосочетаниях, предложениях.
Большую роль при работе над звуками играет показ. Так, например, обучая звуку [æ], можно использовать собственные ладони, как бы открывая их. Межзубные звуки хорошо показывать на кукле, которую легко сделать из бумаги (нарисовать мордашку, прорезать щель для рта и просунуть “язык”). Наличие в школе специально разработанных для этого наглядных пособий можно только приветствовать.
На протяжении всего курса обучения английскому языку на первом году обучения учителю следует самым внимательным образом следить за произношением учащихся, обеспечивать каждому ученику достаточную тренировку. В случае необходимости можно давать учащимся индивидуальные задания. Для этого используется или звуковое пособие с последующей проверкой, или дополнительные корректирующие упражнения. В процессе тренировки учитель должен организовывать как индивидуальное, так и хоровое проговаривание. Во время произнесения хором учитель должен самым внимательным образом вслушиваться в то, как произносят звуки отдельные учащиеся, слышать каждого из них и сразу после хора работать индивидуально с теми, кто в этом нуждается. При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы каждый ученик принимал в ней самое активное участие.
Помимо работы над новым фонетическим материалом, на каждом уроке следует проводить специальную фонетическую зарядку, материалом для которой могут быть уже проработанные звуки, слова, словосочетания, предложения и даже целые рифмовки, стишки и т. д.
При работе над произносительной стороной речи нужно учить детей слушать и слышать, а также точно имитировать услышанное. Задача учителя состоит в том, чтобы с первых уроков формировать у учащихся фонематический слух, навыки самоконтроля и самокоррекции.
Говорение является важным средством формирования грамматического навыка. После того как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью, они приступают к тренировке.
Объём и характер тренировки зависят от сложности грамматического материала. При организации тренировки следует учитывать возможность переноса речевых умений и навыков из родного языка и интерференции, т. е. подходить дифференцированно в зависимости от трудности, которую данный грамматический материал представляет для учащихся.
Тренировка начинается с простейшей операции — репродукции, т. е. имитативного воспроизведения образца, которое возможно только после того, как ученик осознал его значение и все новые звуки в нём уже отработаны. Учащиеся воспроизводят образец хором и индивидуально. Чем слабее группа, тем больше требуется имитативной работы.
Далее следует подстановка, когда образец наполняется уже известными учащимся словами. Продолжительность тренировки зависит от сложности структуры и количества известных слов. При этом хорошо использовать наглядность: игрушки, предметы, картинки и т. п.
При проведении подстановочных упражнений можно использовать кубик и другие игры. Все подстановочные и по возможности имитационные упражнения должны иметь коммуникативную ориентацию и выполняться в быстром темпе.
Далее можно использовать упражнение на расширение заданного образца, если второклассники владеют необходимым лексическим материалом. Поэтому учащимся надо подсказывать объём высказывания (3—4 предложения).
Очень важной операцией для формирования говорения является трансформация. Упражнения на трансформацию формируют грамматические навыки. Трансформация требует большой интеллектуальной активности учащихся, так как при её выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого надо не только знать, что нужно переделать в образце, но и уметь это делать быстро.
И наконец, для формирования грамматического навыка очень важна операция комбинирования.
Говорение является также средством формирования лексического навыка.
Ознакомление с лексикой осуществляется через аудирование и чтение. Тренировка учащихся в освоении слова, его звуковой формы и употреблении проводится через говорение, через операции репродукции, подстановки, расширения и комбинирования.
Тренировка начинается с воспроизведения слова, значение которого уже знакомо учащимся, и повторения за учителем (диктором). Если слово содержит новые звуки, их нужно отработать с учащимися заранее. Дети произносят слово хором и индивидуально. Важно, чтобы каждый ученик умел правильно произносить новое слово не только изолированно, но и в словосочетаниях и предложениях. При этом следует уделять внимание логическому ударению.
Количество тренировочных упражнений и их характер зависят от трудности слова, от состава учащихся, их общего и языкового развития, а также условий, в которых протекает обучение.
У каждого слова есть форма (звуковая и графическая), значение и сфера употребления. Есть слова лёгкие по форме, но трудные по употреблению, и наоборот. Учителю важно представлять себе, какие трудности у учащихся может вызвать то или иное слово, и соответственно строить работу учащихся над этим словом.
После репродуктивного упражнения важно обратить внимание на сочетаемость данного слова с уже известными учащимся словами, а далее переходить к подстановке и расширению.
Формирование лексического навыка происходит также в ходе выполнения заданий на комбинирование.
Говорение на первом году обучения является не только средством, но и целью обучения. При обучении говорению как цели внимание обращается на умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать, используя изученный материал. Учащихся следует сразу учить как диалогической, так и монологической форме речи.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Разнообразие реагирования зависит от языковых средств, которыми располагают учащиеся, а также от индивидуальных особенностей учащихся. Однако важно с первых шагов показать возможные диалогические единства (вопрос — ответ, вопрос — вопрос, утверждение — вопрос, утверждение — утверждение).
Для того чтобы обучение диалогической форме речи носило не формальный характер, а было коммуникативно направленно, учителю следует использовать различные игры.
Обучение диалогу может проходить на примере краткого диалога-образца.
Работа с диалогом-образцом проходит следующие этапы:
• восприятие и понимание,
• выучивание диалога наизусть,
• простое воспроизведение диалога,
• воспроизведение с модификацией,
• использование в новых ситуациях.
В учебнике монологическая речь представлена описанием, сообщением, рассказом о прослушанном. Однако обучение диалогу идёт без строгого разграничения по типам высказывания, так как здесь происходит усиленное накопление языкового материала.
На начальном этапе можно говорить о репродуктивном, репродуктивно-продуктивном уровнях сформированности монологической речи и лишь частично о продуктивном уровне.
Говорение, особенно монолог, представляет для учащихся серьёзные трудности. Они связаны с выбором того, что сказать и как сказать. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор как по содержанию, так и по форме изложения.