ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Английский язык 2 класс - Книга для учителя - 2016 год

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает ещё и письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Надо обучать учащихся быстро и точно устанавливать звукобуквенные соответствия: правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (т. е. о чём текст) и процессуальный план (как прочитать, озвучить текст).

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает и как цель, и как источник получения информации, и как средство для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Обучение чтению на английском языке начинается со слов, подобранных по правилам чтения гласных и буквосочетаний, причём начинает ряд слов в большинстве своём ключевое слово. Это ключевое слово служит ученику опорой при чтении других слов. Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться ключевыми словами для правильного прочтения всех остальных слов самостоятельно. Однако часто учитель лишает учащихся возможности читать слово самостоятельно и лишь заставляет их повторить прочитанное им самим. Тем самым нарушается принцип сознательности при формировании техники чтения.

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками (flash-cards) с написанными на них словами. В этом случае возможно постепенное сокращение времени на показ карточки.

Большую помощь в обучении чтению оказывает разрезная азбука, использование которой способствует овладению графемно-фонемными соответствиями. Учителем или одним из учеников составляется слово. Его читают, а затем меняется буква в слове и читается новое слово. Слова могут быть как знакомые, так и незнакомые. Так снимается трудность чтения незнакомых текстов в будущем.

В начале первого года обучения учащиеся знакомятся с транскрипцией частично (рассматриваются некоторые звуки, требующие особого внимания). А когда появляется книга для домашнего чтения, учащиеся начинают пользоваться полной транскрипцией, что помогает им правильно читать собственные имена, слова, даваемые в сносках, в словаре перед текстом и в конце книги.

Очень важным, особенно для чтения, как нам представляется, является развитие языковой догадки на основе общности с родным языком, словообразования, а также по контексту. И этому нужно уделять большое внимание и специально учить.

Вслед за упражнениями на чтение по ключевым словам идут упражнения, в которых даются слова на разные правила чтения (так называемые “перепутки”). Затем упражнения-лесенки — для расширения охвата строки глазом.

Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. (Хорошо использовать песочные часы.)

При чтении целых предложений важно обращать внимание на интонацию и на чтение их по синтагмам, не разрешая “пословное” чтение.

Необходимо регулировать последовательность чтения вслух и про себя в пользу первого. Естественно, что во втором классе чтению вслух (самостоятельному, а не имитации с голоса учителя) уделяется большое внимание. Это единственный способ проверить, насколько правильно дети озвучивают напечатанное. Нужно добиваться ритмичного выразительного чтения с правильным ударением и интонацией (особенно в вопросительных предложениях).

С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Однако, по нашему мнению, не правы те учителя (методисты), которые полагают, что на раннем этапе обучения английскому языку целесообразно учить только чтению вслух. Необходимо начинать обучение чтению про себя не только на целых связных текстах, но и на пред текстовых упражнениях. Нужно давать задание просмотреть напечатанное, а уже потом озвучить.

Так как главное при чтении — понимание читаемого, важно разнообразить способы проверки прочитанного: давать как установки перед текстом, формирующие действия антиципации, так и идущие за текстом, проверяющие понимание. (Примеры заданий легко найти в учебнике: соотнести рисунки с содержанием текста, выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов и т. д.)

Чтение текстов было бы хорошо предварить дополнительной информацией там, где это возможно. Так, в уроке 32 учащимся для чтения предлагается маленький текст “Humpty-Dumpty”. Думается, было бы уместно сказать детям о том, что у каждого народа существуют традиционно особо любимые детьми игрушки и герои стихов и сказок: в России это матрёшка, а в Англии это Humpty-Dumpty — герой английских сказок и стихов, имеющий форму яйца. Учащимся также можно предложить художественный перевод этого стихотворения, сделанный С. Маршаком.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не могут Шалтая, не могут Болтая,

Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!






Для любых предложений по сайту: [email protected]