ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

Английский язык 2 класс - Книга для учителя - 2016 год

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

Аудирование — понимание воспринимаемой на слух речи — составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Говорение и аудирование — две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование — это не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.

Таким образом, аудирование играет важную роль в изучении английского языка на начальном этапе обучения, облегчая овладение говорением.

Оно является и целью, и мощным средством обучения. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование во втором классе идёт усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры.

В процессе обучения аудированию во втором классе учитель должен обратить внимание учащихся на то, что важно с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться, как говорят учитель и учащиеся, постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами, другими невербальными средствами и понять услышанное. Необходимо прививать учащимся культуру слушания. Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка.

В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. На первом году обучения особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [æ — e], [], [е — ι], [i: — ι] и т. д. Зная это, учитель использует упражнения, снимающие такие трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу в произнесении [s], [z], [θ] и [δ], слышать долготу и краткость, распознавать количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и их смыслоразличительную функцию.

Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение учителем урока на английском языке. Отсюда предъявляются большие требования к речи учителя. Главные из них:

• нормативность (правильность) речи,

• её узуальность (именно так скажет носитель языка в данной ситуации),

• отбор и повторяемость языковых средств,

• адекватность возможностям учащихся её понять,

• эмоциональность и артистизм.

Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо неоднократное восприятие её учащимися; для понимания значения можно использовать беспереводный способ раскрытия значения и только при необходимости — перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.

Ознакомление начинается с восприятия целого, т. е. высказывания — речевой единицы, соотнесённой с ситуацией. Таким образом, оно идёт от целого к частному, от высказывания к отдельному слову, а от него к звуку (если он новый).

Что же требуется от учителя, когда он использует аудирование как средство обучения новому слову?

• Отобрать ситуации, раскрывающие коммуникативную функцию (что можно передать с помощью этого слова).

• Выбрать структуру (структуры) для презентации слова, чтобы интегрированно дать лексическую, произносительную и грамматическую стороны высказывания.

• Продумать, нужно ли использовать родной язык.

• Обеспечить осмысление значения слов (беспереводно или переводом) и осуществить контроль, т. е. проверить конкретными заданиями, насколько дети их поняли (покажи, возьми, сделай), или адекватной реакцией (yes, no или эквивалентами родного языка).

Выбор способа раскрытия значения слова (семантизации) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.

Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет формироваться догадка, столь необходимая при слушании.

На выбор способа семантизации влияет психологический фактор, например общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей для беспереводных приёмов семантизации. Влияет также и уровень обученности, т. е. владение общими приёмами учения. Чем выше уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной семантизации.

И наконец, педагогический фактор: наполняемость группы, время, которым располагает учитель для ознакомления учащихся с новой лексикой, квалификация учителя. Чем многочисленнее группа, тем чаще учитель вынужден прибегать к семантизации через перевод как наиболее экономному по времени способу, оставляя больше времени на упражнения в использовании слова. Чем квалифицированнее учитель, тем большим арсеналом приёмов он владеет, тем реже он обращается к переводу.

Помимо ознакомления, аудирование используется и при организации тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно объединить в пять групп:

1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:

• фонетических (“Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь звук [æ]”, — учитель называет слова с разными гласными);

• грамматических (“Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь существительное во множественном числе”);

• лексических (“Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь слова, обозначающие цвет”).

2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти (“Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова”).

3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся (“Послушай и скажи, как зовут сестру Майка: I’ve got a sister. Her name is Ann. Mike hasn’t got a sister. He has got a brother”).

4. Упражнения, направленные на развитие воображения (“Послушай и передай одним словом: The place where we play sport games”).

5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления (“Послушай предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены: It’s red. I’ve got a ball. Или: Her name is Mary. I’ve got a sister”).

Помимо того, что аудирование используется как средство обучения, оно является и целью обучения. На первом году обучения это прослушивание связного текста в звукозаписи или прочитанного учителем.

Последовательность работы с текстом такова:

• снятие трудностей (если есть новые слова, надо ознакомить с ними учащихся),

• установка на первое прослушивание,

• первое прослушивание,

• проверка понимания исходя из установки на первое прослушивание,

• установка на второе прослушивание,

• второе прослушивание,

• проверка понимания исходя из второго прослушивания.

Далее можно использовать текст для организации обучения говорению.

Учитель должен выслушивать на уроках звуковые ответы — письма учащихся, которые включены в домашнее задание. Это уже определённый результат работы учащегося, а его одноклассники, которые слушают эти письма, развивают навыки аудирования. Одобрение проделанной работы одноклассниками доставляет учащемуся удовольствие и мотивирует его к достижению больших результатов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]