ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ. ПАМЯТЬ, ЭМОЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ. ПАМЯТЬ, ЭМОЦИИ

Педагогическая цель

Сформировать знания о воле, эмоциях, внимании; объяснить особенности каждого познавательного процесса, охарактеризовать их роль в жизни школьника

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные

результаты

Обучающийся научится характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков); будет знать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека

Личностные результаты

Будут сформированы: признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей; мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; умения строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Речь, эмоции, внимание, память

Оборудование

Рисунки, отражающие различные выражения лица человека

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Особенности высшей нервной деятельности. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81781/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Чем быстрый сон отличается от медленного? (При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. Это глубокий, несущий отдых сон. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов.)

- Каково значение сновидений? (Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга. Сновидения - картины, которые рисует наше подсознание.)

- Что означает пословица “Совесть спать не дает”? (Чувство долго, совесть заставляют мозг работать, переживать. Человека мучают мысли и не дают уснуть.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников

Вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Поведение направлено на то, чтобы реализовать имеющиеся на этот момент потребности. И у животных, и у человека врожденно имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными. Если эти потребности не удовлетворять, то ни животное, ни человек жить не сможет. В течение жизни у человека формируются еще и вторичные потребности (желание красиво одеваться, слушать любимую музыку и др.). Вторичные потребности могут быть очень разнообразными, и зависят они и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от материальных возможностей. Потребности могут быть как материальными (желание полакомиться тортом), так и духовными (желание пойти на новую выставку живописи, тяга к сочинению стихов или музыки).

Что же играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства?

На все эти вопросы ответ один - эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые и неконтролируемые

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

-Итак, познавательная деятельность. Способности к познавательной деятельности у человека неизменно выше, чем у животных. Конечно, высокая способность к познавательной деятельности передается человеку с генетическим материалом от предков, но в то же время огромное влияние оказывает и окружающая ребенка среда. Так, ребенок, выращенный волками, никогда не сможет обладать потребностями и способностями нормального человека, хотя его генетический материал находится в полном порядке.

В своей жизни животные реагируют только на те предметы и явления, которые они могут почувствовать через свои анализаторы: обонятельный, зрительный, слуховой и др., то есть посредством первой сигнальной системы. Люди же, в отличие от животных, пользуются еще и речью - второй сигнальной системой. Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой. Вопрос:

- Какую речь мы используем при общении? (Устную и письменную.)

- Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Это связано с тем, что человек способен формировать отвлеченный от обстоятельств образ. Например, сейчас вы услышите слово. Это слово “лимон”. При этом вы представите, какой он (желтый, сочный и кислый) и как вы морщились, когда его ели. Усиление секреции слюны в вашей ротовой полости и есть проявление работы второй сигнальной системы.

Эмоции - это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире. В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руками и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.

Высшей функцией человеческого мозга является сознание, которое представляет собой отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. Именно эти образы формируют совокупность сведений, которыми обладает человек и которые мы называем знаниями. Мышление - способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга. В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды (через органы чувств), так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющаябеседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что такое память? (Память - процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.)

- Что такое сигнальная система? (Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.)

- Какие виды речи мы используем при общении? Чем они отличаются? (Устную и письменную речь. Оба вида речи позволяют человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы.)

- Что такое эмоции? (Эмоции - это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире.)

- Что такое сознание? (Это отражение слов, зрительных образов, математических знаков, восприятие мира.)

- Что собой представляет мышление? (Мышление - способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов.)

- Какие процессы лежат в основе сознания? (В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.)

Отвечают на поставленные вопросы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющаябеседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 238-249

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]