ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о типах нервной деятельности человека |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся научится характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение; приводить примеры торможения рефлексов, примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; будет знать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека; познавательные процессы человека, качества ума; типы нервной системы; фазы сна |
Личностные результаты |
Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Высшая нервная деятельность, речь, мышление, сознание, память, воля |
Оборудование |
Иллюстрации эмоций человека и типов темперамента |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Типы нервной деятельности. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81782/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Что такое память? (Память - процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.) - Что такое сигнальная система? (Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.) - Какие виды речи мы используем при общении? Чем они отличаются? (Устную и письменную речь. Оба вида речи позволяют человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники, культуры. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы.) - Что такое эмоции? (Эмоции - это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире.) - Что такое сознание? (Это отражение слов, зрительных образов, математических знаков, восприятие мира.) - Что собой представляет мышление? (Мышление - способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов.) - Какие процессы лежат в основе сознания? (В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.) - Что такое память? (Способность сохранять и воспроизводить необходимый материал.) - Какие виды памяти вам известны? (Кратковременная и долговременная память.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Еще Иван Петрович Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность характеризуется несколькими параметрами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и ее возможность противостоять утомлению. Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность оценивает способность нервной системы менять свое состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот. Различные варианты сочетания этих свойств позволяют выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности, которые называют темпераментом. О каждом типе темперамента мы сегодня с вами и поговорим, и, пройдя тест, вы определите свой тип темперамента |
Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Итак, выделяют 4 основных типа темперамента. Холерик - тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях. Сангвиник - тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности. Флегматик - тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен. Меланхолик - тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов. - Однако в жизни редко встречаются люди с ярко выраженным типом темперамента. Чаще всего преобладает один тип темперамента, но при этом свойства другого типа также могут быть. Учитель организует обучающихся на прохождение теста по определению типа темперамента. В настоящее время встречается огромное количество тестов на тип темперамента. Учитель сам выбирает разные формы тестов в зависимости от типа класса и количества времени |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Выполняют тест на тип темперамента |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию Определяют свой тип темперамента |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о возможности корректировки своего поведения на основе знаний о своем типе темперамента. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между характеристиками, свойствами личности и типом темперамента. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Отвечают на вопросы |
Сопоставляют свой тип темперамента с тем, какие свойства и характеристики им свойственны. Осуществляют самоанализ деятельности |
Вопросы |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие характеристики преобладающего типа темперамента совпали с описанием вашего темперамента? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 250-253 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |