ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ. СОН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Педагогическая цель |
Познакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится характеризовать значение сна для организма человека; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма; будет знать значение сна для организма человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научить- с я ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Сон, быстрый сон, медленный сон, летаргический сон |
Оборудование |
Презентация |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сон и сновидения. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81780/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Что такое рефлекс? (Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражитель.) - Какие типы рефлексов существуют? (Условные и безусловные.) - Как называются рефлексы, которые наследуются из поколения в поколение? (Безусловные.) - Приведите примеры безусловных рефлексов. (К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи и др.) - Что такое инстинкт? (Инстинкт представляет собой цепочку последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Главным фактором неживой природы, действующим на все живые организмы, является свет. Именно смена дня и ночи регулирует суточный цикл любого живого организма. Давайте попробуем подсчитать, сколько из своих 60 лет жизни человек проводит во сне. За среднее значение времени сна возьмем 8 часов. Подсчитывают. - Все верно, 20 лет. Именно такое время в среднем проводит человек во сне. Нетрудно было подсчитать, что это 1/3 всей жизни человека. А попробуйте подсчитать, сколько же вы находились во сне со времени своего рождения. (Подсчитывают.) - Много это или мало? Без сна жизнь немыслима. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить до 20-25 дней, хотя при этом теряла 50 % веса, а собака, лишенная сна, погибала на 12-й день, хотя в весе теряла всего 5 %. Бессонница мучительна, и с ней практически невозможно бороться. Не случайно в Древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Для чего необходим сон? Почему мы видим сновидения? Важен ли сон для нас? |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Подсчитывают количество времени сна за 60 лет жизни. Находят ответ: 20 лет. Подсчитывают, сколько потратили на сон за свою жизнь. (Учащимся по 14-15 лет => во сне находились 5 лет.) Формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы ЗОЖ и соблюдения правил гигиены. - Почему же человек не может обходиться без сна? И. П. Павлов провел опыт. Для опыта была взята собака. Она долго стояла в станке и заснула, повиснув на лямках. Вы, конечно, замечали, что человек испытывает сонливость, когда устал, что сон снимает волнение, успокаивает человека, облегчает горе. Какая пословица подтверждает правдивость данных слов? (“Утро вечера мудренее”.) - И, конечно, замечали, что спать хочется, когда вокруг тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает и стук колес в поезде. Частое недосыпание может приводить к потере внимания, усталости. Какова же природа сна? Прочитайте, пожалуйста, текст в учебнике. Выделите положения природы сна. Учитель организует самостоятельную работу с учебником. Организует проверку: - У человека сон протекает циклично. Цикл включает две фазы: I фаза - фаза медленного сна; II фаза - фаза быстрого сна. Формулирует задание: используя текст учебника, ЭОР, заполните таблицу: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВО ВРЕМЯ СНА |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют таблицу. Выдвигают гипотезы. Выдвигают гипотезы. Отвечают: - Пью чай с медом, теплое молоко. - Проветриваю перед сном комнату. - Читаю книгу, слушаю спокойную музыку |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
Фаза медленного сна |
Фаза быстрого сна |
|||||
Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку заполнения таблицы. - Когда человек засыпает, то наступает медленный сон, а через 1,5 часа наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. Это глубокий, несущий отдых сон. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Быстрый сон сопровождается сновидениями - яркими, фантастическими по содержанию. Медленный сон очень полезен. Не случайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться спать сегодня, а не завтра. Что это означает? (Что необходимо ложиться до 12 ночи текущего (этого) дня.) - Да, совершенно правильно. Сон до полуночи - самый полезный сон. В стволе головного мозга находятся центры сна и бодрствования. Были проведены опыты на животных: когда у спящих животных электродами возбуждали центр бодрствования - животные просыпались, а когда у бодрствующих животных раздражали центр сна - они очень быстро засыпали. Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток коры головного мозга, во время которого они отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга. Другой причиной сна является усталость. И наконец, сон - это привычка, рефлекс, выработанный на определенное время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и то же время, то даже если он не устал, все равно в определенный час наступает сонливость. Давайте попробуем дать определение понятию “сон”. Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается. Что особенного характерно для стадии быстрого сна? Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть “вещими”, то есть могут предсказать человеку что-либо; Увидел во сне речку - к разговору, мясо - к болезни, яблоко - явится кто-то в гости. Иногда сны “сбываются”. В чем причина такого совпадения? (Предположения обучающихся.) - Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны “сбываются”, что они “вещие”. Если к ногам человека приложить во время сна грелку, то ему обязательно приснится, будто бы он идет по раскаленным углям. Или человеку снится, что его укусила змея за грудь. Он просыпается с мыслью, что обязательно с ним должны произойти какие-то неприятности. А через несколько дней у него появляется гнойный нарыв. Ну не сон ли в руку? Как объяснить данное предсказание? Очень просто. У человека на груди постепенно развивалось воспаление. Болевые сигналы днем были неощутимы, а во время сна болевые ощущения оказываются более сильными. Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сновидение длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна. Но многое в снах и сновидениях остается для человека загадкой. Почему все-таки сон может быть вещим? Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. Недосыпание, как и чересчур длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. И недосыпание, и излишне длительный сон делают человека вялым, ленивым. Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И. П. Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе. Летаргический сон. И. П. Павлов наблюдал за неким больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки. Бразильская певица Сантос в 1969 г., после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась. В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем. Николай Васильевич Гоголь писал: “Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться”. А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Гоголя. После вскрытия гроба при переносе его праха на другое кладбище было обнаружено, что тело Гоголя перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу. Что же это за состояние? Любой сон более 24 часов - это летаргический сон. Слово “летаргия” в переводе с греческого означает “спячка”. Летаргия - это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон. Летаргия - это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, то есть сильное расстройство нервной системы. Помимо летаргии своеобразным заболеванием, которое связано с расстройством сна, является лунатизм. Лунатики во время ночного сна автоматически совершают сложные движения. Во время сна они одеваются, передвигаются, блуждают. Такое явление наблюдается у повышенно возбудимых детей. Пожалуй, ничто так не отравляет человеку жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница. Вопрос: - Какие методы применяете вы, если не можете уснуть? Существует много приемов, которые помогают уснуть. Очень помогает избавиться от бессонницы простой самомассаж. В практике китайской народной медицины значительное место занимает лечебная физкультура. Она очень помогает при бессоннице. Для этих целей спортивный костюм не обязателен. Вот первое упражнением называется оно “косить траву”. Встаньте, ноги слегка согните в коленном суставе. Руки полусогнуты на уровне груди, пальцы разведены, голова слегка опущена. Обе руки одновременно уходят в одну сторону, за ними поворачивается туловище. Далее руки и туловище возвращаются в исходное положение и повторяют движение в противоположную сторону. Данное упражнение необходимо повторять 10 раз, и вы избавитесь от бессонницы (упражнение выполняется под музыку). Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чаю с медом |
||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения гигиены сна. - Для чего необходим сон? - Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы иметь здоровый, полноценный сон? Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? - Что происходит во время сна? - Чем быстрый сон отличается от медленного? (При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. Это глубокий, несущий отдых сон. При быстром сне, который продолжается 10—15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов.) - Каково значение сновидений? (Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга. Сновидения - картины, которые рисует наше подсознание.) - Что означает пословица “Совесть спать не дает”? (Чувство долга, совесть заставляют мозг работать, переживать. Человека мучают мысли и не дают уснуть.) |
Отвечают на вопросы учителя. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. |
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; принимают другое мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения |
Вопросы учителя |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 235-238; дополнительно: создать презентацию по теме “Сон” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |