СПИННОЙ МОЗГ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

СПИННОЙ МОЗГ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления о спинном мозге человека; способствовать развитию умения описывать внешнее и внутреннее строение, функции спинного мозга


Тип, вид урока

Формирование новых знаний


Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать определения понятий: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс: научится называть принцип деятельности нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме


Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания


Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы); осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)


Понятия и термины

Спинной мозг, серое вещество, белое вещество, передние рога, задние рога


Оборудование

Муляжи спинного мозга, иллюстрации спинного мозга, иллюстрации разреза спинного мозга

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и функции спинного мозга. - Режим доступа: http://school-collection.edu.m/catalog/mbr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81751/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Какие отделы включает нервная система? (ЦНС и периферическая нервная система. К ЦНС относятся головной и спинной мозг; к периферической относятся нервы, нервные узлы, рецепторы.)

- Из каких отделов состоит рефлекторная дуга? (Рецепторы - окончания нервных отростков; чувствительный нейрон; вставочный нейрон (в ЦНС); двигательный нейрон; рабочий орган (мышца).)

- Как называются клетки нервной системы? (Нейроны.)

- Какие отростки имеют нервные клетки? (Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним Нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона.)

- Что такое рецепторы? Какова их функция? (Это окончания отростков нервных клеток. Рецепторы преобразуют раздражения в нервные импульсы.)

- Что собой представляет белое вещество? (Это отростки нервных клеток, покрытые миелиновой оболочкой.)

- Из чего состоит серое вещество? (Это тела нейронов.)

- Что относится к ЦНС? (К ЦНС относят головной и спинной мозг; спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе.)

- Что собой представляет периферическая нервная система? (Периферическая нервная система состоит из нервных узлов, нервов, нервных окончаний.)

- Какую функцию выполняет соматическая нервная система? (Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

- Для чего необходимо знать строение нервной системы? (Она регулирует работу всего организма, это очень важная система для организма.)

- У людей в возрасте очень часто возникают боли в поясничной области или в районе позвоночника. Незнающие люди предполагают, что их “продуло”, вот и болит. На самом деле боли в позвоночнике могут быть вызваны разными видами заболеваний, среди которых чаще всего встречается межпозвоночная грыжа, или остеохондроз. Самое главное при этом - не упустить время и в срочном порядке обратиться к врачу. Вы должны активно проводить профилактику заболеваний позвоночника. Для этого необходимо знать его строение и особенности расположения костей. А самое главное, что находится в позвоночном канале, - это спинной мозг. Он также может быть поврежден в результате неправильного движения или несвоевременного лечения заболеваний позвоночника. Для того чтобы оставаться здоровыми, необходимо знать строение спинного мозга

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику (с. 61)

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).

- Спинной мозг располагается в позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, это почти цилиндрической формы тяж длиной 45 см и массой 34-38 г: Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2-го поясничного позвонка.

От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.

Корешки спинномозговых нервов:

- передние корешки - аксоны двигательных нейронов;

- задние корешки - аксоны чувствительных нейронов.

Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу внутренних органов, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью.

Спинномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга.

Функции СМЖ:

• амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений;

• доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена;

• поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм вод. ст.).

- Используя текст учебника, запишите основные функции спинного мозга и поясните их.

Учитель контролирует выполнение работы

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Фронтальная работа

Организует проверку выполнения упражнения:

- Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную. Проводящая функция заключается в том, что по волокнам белого вещества информация от кожных рецепторов, рецепторов мышц конечностей и туловища поступает в головной мозг. И, наоборот, от двигательных центров головного мозга импульсы поступают к мышцам конечностей, туловища и т. д. Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи




IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Где расположен спинной мозг? (В позвоночном канале.)

- Какое строение имеет спинной мозг на поперечном разрезе? (Центральную часть занимает серое вещество, а по краям располагается белое вещество.)

- Каковы основные функции спинного мозга? (Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную.)

- Чем различаются передние и задние корешки спинного мозга? (Передние корешки - аксоны двигательных нейронов, а задние корешки - аксоны чувствительных нейронов.)

- Почему человек с поврежденным спинным мозгом не может осуществлять сложные произвольные движения? (Потому что сегменты спинного мозга регулируют работу мышц; при повреждении участка спинного мозга нарушается передача нервного импульса, и спинной мозг не может регулировать произвольные движения.)

Отвечают на вопросы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 60-63.

Дополнительно: составить презентацию по теме “Спинной мозг”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]