ГОЛОВНОЙ МОЗГ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИЗУЧЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА (ПО МУЛЯЖАМ)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ГОЛОВНОЙ МОЗГ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИЗУЧЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА (ПО МУЛЯЖАМ)

Педагогическая цель

Создать условия для изучения строения и функций головного мозга

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать роль регуляторных систем; механизм действия гормонов; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга; распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга; характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма; выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, в процессе учебной деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Головной мозг, его отделы, кора, большие полушария

Оборудование

Проектор, таблицы с иллюстрациями головного мозга, муляжи

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и функции головного мозга. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81752/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Где расположен спинной мозг? (В позвоночном канале.)

- Какое строение имеет спинной мозг на поперечном разрезе? (Центральную часть занимает серое вещество, а по краям располагается белое вещество.)

- Каковы основные функции спинного мозга? (Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную.)

- Чем различаются передние и задние корешки спинного мозга? (Передние корешки - аксоны двигательных нейронов, а задние корешки - аксоны чувствительных нейронов.)

- Почему человек с поврежденным спинным мозгом не может осуществлять сложные произвольные движения? (Потому что сегменты спинного мозга регулируют работу мышц, а при повреждении участка спинного мозга нарушается передача нервного импульса и спинной мозг не может регулировать произвольные движения.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Еще в древности человеку было известно, что сознание обеспечивается головным мозгом. Ученые всегда хотели раскрыть тайны головного мозга. На сегодняшний день эта тайна лишь немного приоткрыта, и ученым еще предстоит многое узнать о том, что же происходит у нас в голове.

А сегодня мы постараемся хоть на немного заглянуть в тайный мир головного мозга

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Головной мозг расположен в полости черепа. В его строении различают пять основных отделов: продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг и большие полушария мозга.

Иногда в среднем мозге выделяют еще один отдел - мост. Продолговатый мозг, средний мозг (с мостом) и мозжечок составляют задний мозг, а промежуточный мозг и большие полушария - передний мозг. До уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, а начиная со среднего мозга происходит его разделение на две симметричные половины. На уровне переднего мозга головной мозг состоит из двух отдельных полушарий.

Продолговатый мозг является основной частью ствола мозга. Он выполняет проводящую и рефлекторную функции. Через продолговатый мозг проходят все пути, соединяющие нейроны спинного мозга с высшими отделами головного мозга. Кроме этого, в продолговатом мозге находится дыхательный центр, центры целого ряда защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты), а также рефлексов, связанных с пищеварением (глотания, слюноотделения и др.).

Средний мозг, как и продолговатый, является частью ствола мозга.

На его поверхности имеется четыре небольших бугорка - четверохолмие. Верхние бугры четверохолмия - центры первичной обработки зрительной информации. Нижние бугры четверохолмия - центры первичной обработки слуховых стимулов. В среднем мозге расположены также важнейшие двигательные центры, участвующие вместе с мозжечком в поддержании тонуса мышц и координации позы тела.

Мозжечок расположен на задней стороне ствола. Основные функции мозжечка следующие: 1) регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса; 2) координация медленных произвольных и быстрых произвольных движений. При поражении мозжечка происходят нарушения в движениях.

Промежуточный мозг состоит из верхней части - таламуса и нижней части - гипоталамуса. Таламус является центром обработки всех видов информации, поступающей через органы чувств, кроме обонятельной.

В скоплениях нейронов таламуса информация частично обрабатывается и поступает в кору больших полушарий. В таламусе расположены также высшие центры болевой чувствительности.

Гипоталамус - главный нейроэндокринный орган. Его нейроны управляют деятельностью гипофиза.

Самым молодым образованием мозга в эволюционном плане является кора больших полушарий. Она представляет собой слой серого вещества толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Большие полушария головного мозга человека разделены глубокой продольной щелью на левую и правую половины. Специальная перемычка, образованная нервными волокнами, - мозолистое тело - соединяет эти две половины, обеспечивая координированную работу больших полушарий. Глубокими бороздами кора каждого полушария делится на доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Разные доли координируют разные функции организма. Изучая органы чувств и системы органов, мы более подробно рассмотрим взаимосвязь между долями коры больших полушарий и функциями организма, которые они регулируют.

Между бороздами расположены складки коры полушарий - извилины.

Вся деятельность человека находится под контролем коры больших полушарий. Этот отдел мозга обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и является материальной базой психической деятельности человека

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Знакомятся с муляжами отделов головного мозга, иллюстрациями, таблицами

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Заполнение таблицы

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Формулирует задание: используя текст учебника, заполнить таблицу:

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Выбор источников информации, работа с моделями и муляжами головного мозга

Решают типовые задания

Наблюдение

Отдел

Функция









Контролирует выполнение работы (см. Ресурсный материал к уроку)




V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 63—75; уметь показывать отделы головного мозга на таблице, на муляжах

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Ответы:

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Отдел

Функция

Продолговатый мозг

Выполняет проводящую и рефлекторную функции. Через продолговатый мозг проходят все пути, соединяющие нейроны спинного мозга с высшими отделами головного мозга. Кроме этого, в продолговатом мозге находится дыхательный центр, центры целого ряда защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты), а также рефлексов, связанных с пищеварением (глотания, слюноотделения и др.)

Средний мозг

На его поверхности имеется четыре небольших бугорка - четверохолмие. Верхние бугры четверохолмия - центры первичной обработки зрительной информации. Нижние бугры четверохолмия - центры первичной обработки слуховых стимулов. В среднем мозге расположены также важнейшие двигательные центры, участвующие в поддержании тонуса мышц и координации позы тела

Мозжечок

Регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса; координация медленных произвольных и быстрых произвольных движений

Промежуточный мозг

Состоит из верхней части - таламуса и нижней части - гипоталамуса, Таламус является центром обработки всех видов информации, кроме обонятельной, поступающей через органы чувств. В скоплениях нейронов таламуса информация частично обрабатывается и поступает в кору больших полушарий. В таламусе расположены также высшие центры болевой чувствительности. Гипоталамус - главный нейроэндокринный орган. Его нейроны управляют деятельностью гипофиза

Кора больших полушарий

Разные доли координируют разные функции организма: в затылочной доле расположены высшие центры зрительных ощущений; в височных долях расположены высшие слуховые центры; центры вкуса и обоняния расположены в глубине височных долей; в лобные доли приходит информация обо всех ощущениях






Для любых предложений по сайту: [email protected]