ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
РЕФЛЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о рефлекторном характере деятельности нервной системы, для ознакомления со строением нейрона, строением рефлекторной дуги |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать определения понятий рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс, научится называть принцип деятельности нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Рефлекс, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, рецептор |
Оборудование |
Схема рефлекторной дуги |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Чем отличается нервная регуляция от эндокринной? (Нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гуморальная; нервная осуществляется с помощью нервных импульсов, а гуморальная - с помощью гормонов.) - Как называются клетки нервной системы? (Нейроны.) - Какие отростки имеют нервные клетки? (Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона.) - Что такое рецепторы? Какова их функция? (Это окончания отростков нервных клеток. Рецепторы преобразуют раздражения в нервные импульсы.) - Что собой представляет белое вещество? (Это отростки нервных клеток, покрытые миелиновой оболочкой.) - Из чего состоит серое вещество? (Это тела нейронов.) - Что относится к ЦНС? (К ЦНС относят головной и спинной мозг; спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе.) - Что собой представляет периферическая нервная система? (Периферическая нервная система состоит из нервных узлов, нервов, нервных окончаний.) - Какую функцию выполняет соматическая нервная система? (Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры.) |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, фронтальный и индивидуальный контроль |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа |
Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - На прошлом уроке мы с вами рассмотрели, из каких структур состоит нервная система, немного заглянув в наш внутренний мир. Сегодня мы с вами более подробно узнаем, как же все-таки нервная система осуществляет регуляцию нашего организма, выделим особенности нервной регуляции организма. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Проходя медицинский осмотр, вы нередко попадали в кабинет к одному врачу. Этот врач небольшим молоточком ударял вас в области колена, и в этот момент у вас самопроизвольно двигалась нога. Вы когда-нибудь задумывались, по какой причине это происходит? С чем связано движение ноги? Сегодня мы с вами узнаем об этом процессе более подробно |
Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя, одноклассников |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает обучающихся к исследованию проблемной ситуации. - Многие движения мы совершаем автоматически. Оборачиваемся, если называют наше имя, закрываем глаза при ярком освещении. Все эти действия осуществляются благодаря деятельности рефлексов. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС. Рефлекторная дуга - путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Для работы рефлекса необходимы 5 важных структур. Используя текст учебника, выпишите эти структуры. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения: Структуры, необходимые для осуществления рефлекса: 1) рецепторы - окончания нервных отростков; 2) чувствительный нейрон; 3) вставочный нейрон (в ЦНС); 4) двигательный нейрон; 5) рабочий орган (мыщца). - В состав рефлекторной дуги входит 3 типа нейронов. Чувствительные нейроны воспринимают информацию от рецепторов, то есть информацию о том или ином ощущении. Чувствительный нейрон несет информацию в ЦНС. Здесь находятся вставочные нейроны, основная работа которых заключается в обработке информации о том, какой раздражитель вызвал нервный импульс. Когда решение вставочным нейроном в ЦНС принято, он передает информацию на двигательный нейрон. Двигательные нейроны, в свою очередь, несут информацию о том, какое движение необходимо выполнить. Теперь на основе этой информации давайте попробуем воссоздать ситуацию с коленным рефлексом. (Молоточек ударяет - рецептор раздражается - чувствительный нейрон - вставочный нейрон - двигательный нейрон -мышца приводит в движение ногу, и она поднимается). - Как же передается информацию с одного нейрона на другой? (Есть какие-то особые структуры, мостики.) - Совершенно верно, между отростком одного нейрона и отростком другого существуют особые структуры. Эти контакты двух или нескольких нейронов называются синапсами. На странице 54 учебника изображен синапс. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, синаптической щели, постсинаптической мембраны. Передача нервного импульса с одного нейрона на другой осуществляется с помощью специальных химических веществ, которые называются медиаторами |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. Извлекают необходимую информацию из анатомического рисунка в учебнике |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя), работа с рисунками |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Составление таблицы |
Формулирует задание: - Назовите отличия нервного и гуморального способов регуляции организма. Заполните таблицу. У вас на это будет 5 минут. ОТЛИЧИЯ НЕРВНОГО И ГУМОРАЛЬНОГО СПОСОБОВ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА |
Решают задание, сравнивают нервную и гуморальную регуляцию |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Заполнение таблицы |
|
Нервная регуляция |
Гуморальная регуляция |
|||||
Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания. Подводит обучающихся к выводу о взаимозависимости нервной и гуморальной регуляции работы организма: - Как взаимосвязаны нервный и гуморальный способы регуляции организма? (Нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а железы, в свою очередь, выделяют гормоны, которые могут влиять на работу нервной системы.) Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
||||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Учебник, с. 57—59 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Ответы:
ОТЛИЧИЯ НЕРВНОГО И ГУМОРАЛЬНОГО СПОСОБОВ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
Нервная регуляция |
Гуморальная регуляция |
Осуществляется с помощью нервных импульсов |
Осуществляется с помощью гормонов |
В регуляции участвует кровеносная система, так как гормоны движутся вместе с током крови |
|
Регуляция осуществляется быстро |
Медленнее, чем нервная система регулирует деятельность организма |