Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Экскурсия Живые организмы зимой - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс
Изучение биологических объектов нельзя представить себе без непосредственного наблюдения их в природе. Поэтому биологические экскурсии — важное звено в образовательном и воспитательном процессе. “Жизнь организмов зимой” — это экскурсия, которая проводится в зимний период года. При этом учитель должен уделять особое внимание организации учащихся, знакомству их с требованиями, предъявляемыми к экскурсии, с правилами поведения в природе зимой.
Цели урока:
обучающая: выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы, на примере растений школьного парка;
развивающая: развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;
воспитательная: воспитывать организованность, собранность и внимательность.
Тип урока: урок-экскурсия.
Методы обучения: поисковая беседа, обсуждение.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Материалы и оборудование: лупы, блокноты, ручки, карандаши.
Место проведения экскурсии: школьный парк, сквер, лес (по усмотрению учителя).
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на экскурсии:
— объяснить причины изменений, происходящих с живыми организмами зимой;
— уметь пользоваться планом проведения экскурсии;
— анализировать результаты наблюдений явлений, происходящих зимой с живыми организмами.
Проведение экскурсии требует обязательного инструктажа по безопасному поведению.
План экскурсии:
- Вводная беседа о месте проведения экскурсии.
- Беседа о правилах поведения в природе, знакомство с техникой безопасности.
- Общий обзор погодных условий.
- Выполнение учащимися индивидуальных заданий.
- Обсуждение результатов экскурсии.
- Подготовительный этап
Ø Деятельность учителя
Заранее готовится к проведению экскурсии и готовит учащихся:
а) определяет место экскурсии;
б) разрабатывает маршрут экскурсии;
в) определяет объекты изучения;
г) разрабатывает задания для индивидуальной работы учащихся;
д) подготавливает необходимое оборудование.
Ø Деятельность учащихся
Получают от учителя задание — изучить правила поведения в природе зимой.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Перед проведением экскурсии ставит перед учащимися общие задачи, обсуждает следующий план письменного отчета.
- Погодные условия на момент проведения экскурсии.
- Животные, которых можно встретить зимой.
- Признаки, по которым можно распознать деревья зимой.
- Зарисовка веточек деревьев.
- Состояние травяного покрова в зимний период.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в блокнотах план письменного отчета об экскурсии.
III. Проведение экскурсии
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся посмотреть вокруг и рассказать:
— Как проявляется зимняя красота в природе?
— По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступлении зимы?
Ø Деятельность учащихся
Дают объяснения природным явлениям в зимний период года, называют климатические изменения, происходящие зимой.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся назвать признаки, по которым можно определить деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в блокнотах или рабочих тетрадях:
— У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.
— У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму.
— У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.
Ø Деятельность учителя
Предлагает рассмотреть кору деревьев. Отмечает, что по цвету и структуре коры тоже можно узнать название дерева зимой.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в блокнотах или рабочих тетрадях:
— У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами — бороздами.
— У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе — серо-бурая.
— Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся, с глубокими черными бороздами.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает учащимся о том, какой цвет имеют побеги, как расположены почки на стебле, о наличии и особенностях строения почечных чешуек.
Ø Деятельность учащихся
Делают записи, наброски в блокнотах:
— У каштана конского старые ветви буровато-серые, молодые побеги толстые, светло-бурые. Почки длиной до 2 см, яйцевидные, темно-бурые, клейкие, с кожистыми чешуями.
— У липы мелколистной почки и ветви бордовые, почки яйцевидные.
— Молодые побеги тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Более старые побеги голые, блестящие, желтовато- или красно-бурых тонов. Почки маленькие.
— Рябина обыкновенная имеет серовато-красные, опушенные побеги. Почки войлочно-пушистые, отстают от стебля.
Ø Деятельность учителя
Предлагает рассмотреть вечнозеленые растения: ель обыкновенную, голубую ель. Назвать их отличия от листопадных деревьев.
Ø Деятельность учащихся
Обсуждают вместе с учителем на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
Ø Деятельность учителя
Обращает внимание учащихся на птиц, которые встречаются по маршруту экскурсии. Предлагает записать названия птиц в блокнотах.
Ø Деятельность учащихся
Записывают названия птиц в рабочих тетрадях или блокнотах: воробей городской, голубь сизый, галка, синица большая, снегирь, ворона и т. д.
- IV. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
В конце экскурсии подводит итоги: “На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что происходит с растениями зимой. Также поняли, как много значит для человека красота природы, ее богатства”.
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя. Отмечают в блокнотах итоги экскурсии.
Ø Деятельность учителя
Предлагает фразы, которые учащиеся должны закончить.
Например:
— Я познакомился с ...
— Мне запомнилось ...
— Меня заинтересовало ...
— Было непросто ...
— У меня получилось ...
— Я попробую ...
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Подготовить отчеты по экскурсии. Письменно выполнить индивидуальные задания:
- Описать погодные условия.
- Перечислить и описать особенности питания и зимовки птиц.
- Зарисовать веточки деревьев и описать, по каким признакам можно распознать деревья зимой.
- Дать описание состояния трав зимой.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Готовят дома отчеты по экскурсии и выполняют индивидуальные задания.