Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Значение животных в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс
Цели урока:
обучающая: сформировать у учащихся представление о диких и домашних животных; отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; обобщить и расширить знания учащихся о роли животных в природе и жизни человека;
развивающая: развивать у учащихся умения планировать и оценивать факты при изучении роли животных;
воспитательная: закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную “полезность” и “вредностью животных.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, описание, рассказ с демонстрацией фотографий и изображений животных.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная. Опорные термины, понятия: дикие и домашние животные.
Материалы и оборудование: таблицы “Парнокопытные”, “Пушные звери”, компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Дикие и домашние животные”, карточки с заданиями.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— применять при объяснении явлений понятие “животные”;
— объяснять роль животных в природе и жизни человека;
— называть диких и домашних животных.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Нескольким учащимся может предложить выполнить индивидуальные задания по карточкам.
Пример карточки:
№ 1. Из предложенного списка животных выберите представителей млекопитающих.
Лось, речной рак, дельфин, воробей, слизень, гепард, лангуст, осетр, зубр, скорпион, угорь, ондатра.
№ 2. Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку вы его выбрали.
Олень, белый медведь, куропатка, верблюд.
№ 3. Вставьте пропущенные слова.
Позвоночные теплокровные животные, тело которых покрыто перьями, называются ...
Всех животных делят на две большие группы — ... и ...
Животных, которые кормятся как растительной, так и животной пищей, называют ...
№ 4. Распределите следующих животных (заяц, куница, олень, щука, кабан, волк, белка, сокол, енот, медведь, овца, корова, воробей) на группы по способу питания.
Растительноядные — ...
Плотоядные — ...
Всеядные — ...
№ 5. Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.
Покров, имеют, кишечнополостные, членистоногие, твердый, мягкий, хитиновый.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют индивидуальные задания.
Предполагаемые правильные ответы:
№ 1: Лось, дельфин, гепард, зубр, ондатра.
№2: Куропатка — это птица, а все остальные представители — млекопитающие.
№ 3:
— Птицами.
— Беспозвоночные и позвоночные.
— Всеядными.
№ 4:
— Растительноядные — заяц, олень, белка, овца, корова, воробей.
— Плотоядные — куница, волк, сокол, щука.
— Всеядные — кабан, енот, медведь.
№ 5: “Членистоногие имеют твердый хитиновый покров” или “Твердый хитиновый покров имеют членистоногие”.
Ø Деятельность учителя
Проводит фронтальный опрос учащихся:
- Перечислите основные группы животных.
- Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
- На какие группы по способу питания делятся животные? Приведите примеры.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся попробовать определить тему урока с учетом ряда вопросов:
- Как называются растения, специально выращиваемые человеком?
- Какие еще бывают растения?
Демонстрирует слайд № 1.
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Культурные растения.
- Дикорастущие растения.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся отгадать загадки:
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
- Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
- С бородой родится,
Да никто этому не дивится.
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Ø Деятельность учащихся
Отгадывают загадки.
Предполагаемые правильные ответы:
- Корова.
- Баран.
- Коза.
- Собака.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся ответить на вопросы: “Как одним словом называются эти животные?”, “Какую группу животных мы еще можем выделить?”.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы: Всех названных животных можно назвать домашними. Вторую группу животных, живущую на свободе, в диких условиях, называют дикими животными.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует слайд № 2.
Ø Деятельность учителя
Сообщает тему урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопрос: “Откуда появились домашние животные?”. Далее рассказывает о появлении домашних животных. Демонстрирует слайд № 3.
“Давным-давно, когда не было городов, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они с трудом находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древних волков, от которых позднее произошли собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу.
Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников”.
Демонстрирует слайд № 4.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленный вопрос. Слушают рассказ учителя.
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопрос: “Как вы думаете, чем домашние животные отличаются от диких?”.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают собственные предположения.
Предполагаемый правильный ответ: Люди кормят домашних животных, строят им жилища, заботятся об их потомстве.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует слайд № 5.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся представить, что всех диких животных не стало. Какова роль диких животных в природе? Демонстрирует слайд № 6.
Ø Деятельность учащихся
Выдвигают собственные гипотезы.
Дикие животные:
— регулируют рост и развитие диких растений;
— регулируют численность других животных;
— выполняют роль санитаров;
— служат основным источником пищи для других животных;
— образуют пищевые связи;
— способствуют опылению растений и распространению семян;
— участвуют в образовании почвы.
Ø Деятельность учителя
Следующим этапом урока является выяснение роли животных для человека.
Задает вопрос: “Какое значение имеют млекопитающие для человека?”. (Необходимо акцентировать внимание на том факте, что животные не только приносят пользу, но и наносят вред.) Демонстрирует слайд № 7.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемый правильный ответ:
- Источник продуктов питания.
- Сырье для промышленности (шерсть, кожа, мех, раковины, натуральный шелк, изготовление лекарственных препаратов и др.).
- Наносят вред человеку и его хозяйству (наносят ущерб сельскохозяйственным культурам, разрушают древесину, повреждают изделия из меха и шерсти, вызывают болезни других животных и человека и др.).
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся из перечисленного ряда животных выбрать диких: корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы: Белка, заяц, волк, лось, зубр, медведь, тигр, слон.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся закончить предложения:
- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются ...
- Животные, которых люди разводят, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ...
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
- Дикими.
- Домашними.
Ø Деятельность учителя
Предлагает ответить на вопрос: “Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?”.
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на поставленный вопрос.
Ø Деятельность учителя
Предлагает ответить на вопрос: “Могут ли домашние животные стать дикими?”.
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на вопрос.
Ø Деятельность учителя
Предлагает ответить на вопрос: “Бывает так, что люди бросают животных. Правильно ли они поступают?”.
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на вопрос.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Задача учителя — создать рефлексивную ситуацию, получить качественную оценку работы на уроке каждого учащегося и всего класса в целом, способствовать успешности деятельности учащихся.
Оценивает активность учащихся на уроке, выражает благодарность за работу. Предлагает учащимся заполнить анкету для рефлексии. Подписи не ставятся.
Пример анкеты для рефлексии:
- На уроке я работал ... активно / пассивно
- Своей работой на уроке я ... доволен / не доволен
- Мне хочется, чтобы ...
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке. Анонимно заполняют анкету и отдают учителю.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 16 учебного пособия. Подготовить сообщения о любом диком или домашнем животном, о роли животных в жизни человека.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщения.