Обмен, торговля - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Обмен, торговля - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обмен в экономике — это фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена обусловлена общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития он выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктами, товарами. Важнейшим инструментом обменных отношений в обществе является торговля.

Торговля состоит из оптового и розничного звеньев. Оптовики с полным циклом обслуживания собирают ассортимент продукции в определенном месте, обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары, ремонтируют их. Оптовики, торгующие за наличный расчет и без доставки товара на дом, обычно предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров по приемлемым ценам.

Розничная торговля — это продажа товаров и услуг непосредственно конечным потребителям. Во всех странах мира она является одной из крупнейших отраслей экономики. Так, на 2 млн предприятий розничной торговли США занято 16 млн человек (примерно 13 % всех занятых), а во Франции — около 3 млн человек (15 % активного населения). В России на 300 тыс. официально зарегистрированных предприятиях розничной торговли занято всего 3 млн человек (менее 5 % всех занятых), хотя следует признать, что реальное число занятых в розничной торговле намного больше, поскольку значительная часть торгового оборота приходится на незарегистрированные предприятия, включая так называемых «челноков».

Основные формы предприятий розничной торговли имеют ряд существенных различий.

Независимых розничных торговцев очень много, конкуренция между ними высочайшая.

Розничные франчайзы (франчайзинг) — это соглашения между владельцами торговых марок и розничными торговцами, позволяющие последним осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой. Франчайзинг позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных предприятий. В свою очередь, владельцы торговых марок получают плату за франчайзинг и расширяют свою сеть сбыта. Эта форма торговых отношений постепенно распространяется и в России. «Макдональдс» и «Русское бистро» в общепите, сети бензоколонок ЮКОС, Татнефть, ЛУКОЙЛ, ТНК и др. представляют собой франчайзы.

Специализированные магазины сосредоточивают свою деятельность на продаже какой- либо одной товарной группы, например одежды или бытовой электроники. Ассортимент может насчитывать от 50 до 500 наименований, торговая площадь занимает от 200 до 1000 м2, а торговый персонал не превышает нескольких десятков человек. Они занимают значительную часть (до 60-70 %) площадей торговых центров. Хотя большинство специализированных магазинов по-прежнему принадлежат независимым торговцам, наблюдается рост сетей таких магазинов.

Супермаркеты (универсамы) представляют собой достаточно крупные магазины с площадью от 1 до 5 тыс. м2, реализующие преимущественно продукты питания и товары для дома в ассортименте от 3 до 12 тыс. наименований по умеренным ценам. Успеху универсамов способствовало повышение мобильности населения, возникновение привычки совершать покупки раз в неделю, создание специального холодильного оборудования и новой упаковочной техники.

Розничные сети стали одним из заметных явлений последних десятилетий. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20 % розничных торговых точек, которые обеспечивают 52 % оборота всей розничной торговли. За последние пять лет сети стали лидерами розничной торговли и в России. В чем же причины успеха сетей? Благодаря закупкам больших партий товаров, они получают оптовые скидки, одновременно экономя на транспортных издержках. Сети имеют необходимые ресурсы для создания эффективных организационных структур. В ряде случаев удается объединить функции оптовой и розничной торговли. Сети экономят на издержках по стимулированию сбыта и особенно на рекламе.

Торговые комплексы — это один из видов магазинов сниженных цен. Они впервые появились в Европе. Особую известность получили возникшие во Франции в начале 1960-х годов торговые комплексы «Каре-фур». Их торговая площадь составляет от 7500 до 20 000 м2 и включает универсам и магазины, где товары продаются по сниженным ценам. Многие товары поступают непосредственно от производителей в том же виде, что и на оптовые склады. Основной принцип торговли — выкладка товаров навалом с минимальным уровнем услуг со стороны торгового персонала.

Склады-магазины, представляют собой симбиоз оптовой и розничной торговли. В них покупают и мелкооптовые торговцы, и обычные покупатели. Торговая площадь складов может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров, а ассортимент — порядка 100 000 наименований. Одной из наиболее интересных форм такой торговли являются мебельные склады-магазины (ИКЕА например). Здесь покупатели в одном помещении выбирают и оплачивают товар, а получают его на складе.

Электронные магазины, реализующие товары и услуги через интернет. В мире оборот интернет-магазинов исчисляется миллиардами долларов. В России первые электронные магазины появились в 1998 году, а в 1999 году электронная коммерция стала набирать реальную силу. Оборот электронной торговли в потребительском секторе достиг 2—3 млн долларов. Наибольшие обороты имеют электронные магазины, торгующие компьютерной техникой, книгами, видеокассетами и компакт-дисками.

Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также к собственному торговому персоналу фирмы). Наиболее часто используются следующие методы и средства стимулирования сбыта:

• торговля в кредит;

• бесплатные образцы товара;

• купоны для покупки товара со скидкой;

• скидка при покупке определенного количества товара;

• премии при покупке на определенную сумму;

• использование упаковки для других целей;

• гарантия возврата денег при возврате покупки;

• зачет устаревшего товара при помощи нового;

• лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару;

• участие в выставках и ярмарках.

В последние годы появилось много новых методов стимулирования. Однако пользоваться ими следует осторожно: если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то у потребителей возникнут сомнения по поводу качества этих товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считаться высокими. Методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время, так как они могут негативно отразиться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.






Для любых предложений по сайту: [email protected]