Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Раздел 2. Духовная жизнь общества - Ответы на тренировочные задания
Часть 1 (А)
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
1 |
X |
|||
2 |
X |
||||
3 |
X |
||||
4 |
X |
||||
5 |
X |
||||
6 |
|||||
7 |
X |
||||
8 |
X |
||||
9 |
Х |
||||
10 |
X |
||||
11 |
X |
||||
12 |
X |
||||
13 |
X |
||||
14 |
X |
||||
15 |
X |
||||
16 |
X |
||||
17 |
X |
||||
18 |
X |
||||
19 |
X |
||||
20 |
X |
||||
21 |
X |
||||
22 |
X |
||||
23 |
X |
||||
24 |
X |
||||
25 |
X |
||||
26 |
X |
||||
27 |
X |
||||
28 |
X |
||||
29 |
X |
||||
30 |
X |
Часть 2 (В)
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
В1 |
1 |
субкультура |
2 |
прикладная |
|
3 |
ислам (мусульманство) |
|
В2 |
1 |
культ |
2 |
гипотеза |
|
3 |
знание |
|
В3 |
1 |
2 12 11 |
2 |
12 12 1 |
|
3 |
2 2 112 |
|
В4 |
1 |
2 3 4 |
2 |
2 4 6 |
|
3 |
2 4 6 |
|
В5 |
1 |
Б Б А Б |
2 |
А Б Б А |
|
3 |
А Б Б Б |
|
В6 |
1 |
Е З И В А Г |
2 |
З В Б И Е А |
|
3 |
З Д И В А Е |
Часть 3 (С)
Тип задания |
№ варианта задания |
Основное содержание ответов |
C1 |
В современных условиях сложились две модели образования: классическая и неклассическая. Классическая модель соответствует личностно-отчуждениой парадигме образования, что не отвечает вызовам современности, требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Неклассическая модель соответствует требованиям личностно-ориентированной парадигмы, в значительно большей степени отражает социальный заказ. |
|
С2 |
Необходимость смены существующей образовательной парадигмы объясняется тем, что принципы, заложенные в ее основу (многопредметность, которая вела к перегрузке учащихся, создавала фрагментарность и мозаичность образования; технократическая ориентация образования, приводящая к утрате его гуманистической сущности; централизация содержания образования, ведущая к однотипности образовательных структур, изолированности предметных циклов, изучаемых в школе), перестали быть созвучны новым тенденциям мирового развития. Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые смогут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные их последствия, будут отличаться в своих действиях мобильностью , динамизмом, конструктивностью. |
|
С3 |
В качестве приоритетов в реформировании российской системы образования могут быть названы: его гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация и др. |
|
С4 |
В качестве примеров, раскрывающих функции образования, могут быть приведены: формирование социально-профессиональной структуры общества (экономическая функция); осуществление социализации личности (социальная функция); использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида (культурная функция). |
|
С5 |
1 |
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Примеры предложений: Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм, стандартов массовой культуры. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во второй половине XX в. Последователи контркультуры стремились к нигилизму, экстремизму, технофобии и т. п. Элементы западной контркультуры проникли и в Россию и др. |
2 |
В качестве признаков культуры как явления общественной жизни могут быть названы: Культура есть существенная характеристика жизни общества. Культура есть характеристика человека как социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности. Культура представляет собой совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества. Культура — результат преобразовательной деятельности человека и общества. Культура есть мера человеческого в человеке и др. |
|
3 |
В качестве функций образования в обществе могут быть указаны: Формирование социально-профессиональной структуры (экономическая функция). Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества (социальная функция). Развитие интеллектуального, творческого потенциала личности (культурная функция) и др. |
|
С6 |
1 |
В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др. |
2 |
В качестве проявлений социальной функции науки могут быть названы: Социальное прогнозирование. Социальное развитие и управление. В качестве примеров осуществления социальной функции науки могут быть названы: Экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные учитываются при разработке бюджета страны на следующий год правительством. Экологи стремятся определить масштабы глобальных изменений природных процессов и перспективы человеческого общества. Демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы и др. |
|
3 |
В качестве примеров социальной значимости массовой культуры для современного общества могут быть приведены: Массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях словесной, динамичной среды современного общества. Массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства. Массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоев общества и др. |
|
С7 |
1 |
Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде. |
2 |
Данное произведение относится к элитарной культуре. В качестве признаков элитарной культуры могут быть указаны: Некоммерческий характер. Высокая содержательная и эстетическая сложность. Доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков и др. |
|
3 |
Общее в требованиях деспотий и тоталитарных режимов состоит в том, что они принудительно навязывают человеку внешнюю волю (государства, партии, группы лиц, других людей). Между тем ценности, как и культура, не могут быть внешними и принудительными: они — дело внутренней свободы человеческого самоопределения. |
|
С8 |
Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно: — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя); — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?!: — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой. • Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять ото утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта: Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имен его предшественников, последователей или научных противников ; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы. |