Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Раздел 1. Общество - Ответы на тренировочные задания
Часть 1 (А)
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
1 |
X |
|||
2 |
X |
||||
0 |
X |
||||
4 |
X |
||||
5 |
X |
||||
6 |
X |
||||
7 |
X |
||||
8 |
X |
||||
9 |
X |
||||
10 |
X |
||||
11 |
X |
||||
12 |
X |
||||
13 |
X |
||||
14 |
X |
||||
15 |
X |
||||
16 |
X |
||||
17 |
Х |
||||
18 |
X |
||||
19 |
|||||
20 |
|||||
21 |
Х |
||||
22 |
X |
||||
23 |
Х |
||||
24 |
Х |
||||
25 |
X |
||||
26 |
X |
||||
27 |
Х |
||||
28 |
Х |
||||
29 |
Х |
||||
30 |
Х |
||||
31 |
X |
||||
32 |
Х |
||||
33 |
X |
||||
34 |
X |
||||
35 |
Часть 2 (В)
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
В1 |
1 |
истерический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество и др.) |
2 |
индустриальное |
|
3 |
революция |
|
В2 |
1 |
стагнация |
2 |
классовая, двухполюсная структура общества |
|
3 |
производственные отношения |
|
В3 |
1 |
2 112 1 |
2 |
2 12 2 1 |
|
3 |
2 2 12 1 |
|
В4 |
1 |
1 4 6 |
2 |
2 3 5 |
|
3 |
3 5 6 |
|
В5 |
1 |
АБ АБ |
2 |
ББ АБ |
|
3 |
А Б Б Б |
|
В6 |
1 |
3 В И Ж Д А |
2 |
Е В Д Г И Б |
|
3 |
Г В Е 3 Ж А |
Часть 3 (С)
Тип задания |
№ варианта задания |
Основное содержание ответов |
С1 |
Необходимо использовать совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества. Такой способ оценки обусловлен тем, что общество является сложнейшим социальным организмом. Поэтому оценить его, опираясь только на один какой-либо критерий, невозможно. |
|
С2 |
Понятие «общественный прогресс» включает в себя прогрессивные изменения не только в социальной, но и в политико-правовой, экономической, духовной сферах жизни общества, в то время как понятие «социальный прогресс» объединяет прогрессивные изменения в собственно социальной сфере (отношения между классами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, развитие социально-классовой структуры общества). Поэтому понятие «общественный прогресс» по своему содержанию шире, чем понятие «социальный прогресс». |
|
С3 |
В качестве непреходящих, вечных факторов существования общества, его эволюции могут быть указаны человек, производство. |
|
С4 |
Общим критерием общественного прогресса в условиях современной цивилизации является человек, в котором аккумулируются все основные достижения производства, науки, просвещения и культуры. Социальный смысл данного критерия состоит в том, что производство, политика, НТР должны развиваться не сами по себе и не сами для себя, а для человека, его блага. |
|
С5 |
1 |
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др. |
2 |
В качестве причин возникновения глобальных проблем современности могут быть названы: Совершенствование и развитие производительных сил, т. е. результат развития материальной культуры общества. Результат социального прогресса и др. |
|
3 |
Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях: — как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; — как синоним культуры; — как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса; — как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка, Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла, Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность и др. |
|
С6 |
1 |
В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественноэнергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. |
2 |
В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт). Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и знергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война). Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др. |
|
3 |
В качестве примеров, раскрывающих характеристику общества как системы, могут быть приведены: Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, подсистем. Общество не сводимо к людям, его составляющим, оно включает вне- и надындивидуальные формы, связи и отношения, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество как система способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования и др. |
|
С7 |
1 |
Опыт — исторически развивающийся процесс взаимодействия человека с объективным миром и результат этого взаимодействия; совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. Таким образом, опыт предшествующих поколений — необходимое условие развития современного общества, хотя не всегда передача этого опыта осуществлялась от поколения к поколению. Исторический процесс показывает, что возможно возобладание стремлений начать все заново, зачеркнув опыт предков. Однако прерывание связи поколений скорее носит катастрофический характер для общества. |
2 |
Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки: — они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом; — они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле; — они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. Происходящая в современных условиях информационная революция создает реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия совместных действий по решению глобальных проблем. |
|
3 |
Автор учебника предлагает использовать цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Среди достоинств данного подхода могут быть указаны: Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человека и его деятельность и др. Среди недостатков данного подхода могут быть указаны: Приводит к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества и др. |
|
С8 |
Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно: — соответствовать базовой обществовед ческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя); — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?); — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой: • Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта: Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имен его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в котором они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы. |