Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Морало. Нравственная культура - Теоретический материал (экспресс-курс) - Духовная жизнь общества
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — ферма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения.
Натуралистический подход |
Теологический подход |
Социологический подход |
Культурологический подход |
Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Мораль дарована человеку Богом |
Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы |
Сущность |
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) |
Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) |
Обычай |
Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах |
Традиция (лат. traditio — передача) |
Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения |
Моральные правила |
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие кормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни |
Характер нормы |
Чем поддерживается |
Когда возникает |
Распространяется на членов данной общины |
Мистическая боязнь определенных актов или существ |
Родовой строй |
Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора |
Авторитет общественного мнения |
|
Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение |
Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения |
Разложение родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» |
Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) |
Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего) |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы,
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившемся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
Нормы морали |
Нормы права |
Общее |
|
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество 2. Имеют один объект регулирования — общественные отношения 3. Выступают мерой свободы в обществе 4. Связаны с категорией «социальная справедливость 5. Имеют сходную структуру |
|
Различая |
|
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении |
1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридические актах |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. |
2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей |
3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы |
4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок |
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) |
5. Регулируют отношения, подконтрольные государству |
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого |
6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Мораль выполняет в обществе важнейшие функции.
Функции морали
Наименование функции |
Ее содержание |
Регулятивная |
Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни |
Ценностно-ориентационная |
Утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию |
Мотивационная |
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности |
Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) |
Принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде |
Координационная |
Обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей |
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали,
Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Этапы формирования нравственной культуры личности
Этап |
Формируемая нравственность |
На чем основана |
Главный мотив нравственного поведения |
Для кого характерна |
I |
Элементарная нравственность |
Послушание и подражание |
Страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?») |
Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста |
II |
Конвенциональная нравственность |
Общественное мнение окружающих |
Стыд, честь («Что обо мне подумают?») |
Взрослые люди |
III |
Автономная нравственность |
Саморегуляция |
Совесть («Что я сам о себе подумаю?») |
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности
Наименование принципа |
Его сущность |
«Золотое правило» нравственности |
В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми |
Моральная автономия личности |
Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям , принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства |
Гуманизм |
Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. |
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.