Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии - Теоретический материал (экспресс-курс) - Духовная жизнь общества
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает .
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Спорной является и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход |
Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом |
Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял |
Являясь одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками.
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается,
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Атрибуты религиозного культа
Объект |
Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни |
Субъект |
Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид |
Средства культовой деятельности |
Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, мандала и т. п.) |
Способы |
Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать |
Культовые акты |
Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. |
Результат |
Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы |
Ранние формы религии
Форма религии |
Ее сущность |
Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род») |
Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас |
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) |
Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме молено увидеть основу для возникновения современных религий |
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы.
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
Наименование функции |
Ее содержание |
Мировоззренческая |
Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание |
Компенсаторная (терапевтическая) |
Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная |
Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. |
Регулятивная |
Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующе-дезинтегрирующая |
Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуро-транслирующая |
Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Легитимирующе-разлегитимирующая |
Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) |
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками.
Мировые религии
Линии сравнения |
Буддизм |
Христианство |
Ислам |
1. Этимология |
От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию |
От гр. Christos — мессия |
Араб. букв, предание себя воле Бога, покорность |
2. Время и место зарождения |
VI — V вв. до н. э. Индия |
1 в. н. э. Восточные провинции Римской империи |
Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров |
3. Территория, на которой проживают исповедующие религию |
Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия |
Преимущественно Европа и Северная Америка |
Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
4 . Источники вероучения |
Типитака («Три корзины») |
Библия |
Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство |
5. Основы учения |
Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и. соблюдая заповеди святого учения. прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание |
Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. |
Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям |
6. Количество последователей религии |
Ок. 500 млн. человек |
2 млрд. человек |
Ок. 1,5 млрд. человек |
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив. С одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация»
Содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества» |
Продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока |