Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ - Политика
Понятие «политика» является ключевым для раскрытия целого комплекса общественных явлений, относящихся к категории политических. Опорой для усвоения темы является изученный в курсе истории материал о власти и политике в государствах различных эпох.
Задачи урока
1. Сформировать у учащихся относительно целостное представление об обществе, его политической сфере, механизмах и регуляторах деятельности людей.
2. Способствовать формированию ценностных ориентиров, основанных на необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: определение своего места в обществе и жизни в целом; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно о политике и власти и усвоено, и того, что ещё неизвестно; поиск и выделение необходимой информации, понимание и адекватная оценка языка СМИ; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, школьный словарь по обществознанию, схема «Форма государства» и таблица «Формы правления» (компьютерные версии или представленные на доске), раздаточный материал (незавершённая схема «Формы правления и территориально-государственного устройства»), размноженные фрагменты из работ М. Вебера, Н. Макиавелли и современного философа Э. А. Позднякова, которые можно найти в книге «Дидактические материалы»1.
План изучения нового материала
1. Что такое политика?
2. Политическая власть.
3. Роль политики в жизни общества.
4. Политическая жизнь и средства массовой информации.
Варианты организации учебной деятельности
В начале урока учащимся предлагается привести примеры внутренней и внешней политики государств, изучавшихся в курсе истории.
Комбинированный урок
1. На уроке выявляются главные признаки понятия «политика». Это можно сделать, организовав работу с текстом учебника. В изучаемом параграфе внимание школьников привлекается к утверждению: «Политикой называется деятельность в сфере отношений между большими общественными группами, слоями, нациями». Далее акцент делается на слова: «...если отношения между социальными группами касаются власти, государства... то налицо отношения в сфере политики», а также проводится анализ положения: «Политика... это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей».
По итогам работы учащиеся определяют основные признаки политики:
— в основе политики лежат интересы больших групп людей;
— интересы больших групп людей определяют цели политики;
— политика осуществляется через деятельность, подчинённую целям политики и использующую различные средства достижения этих целей;
— важнейшим средством проведения в жизнь политических целей является государственная власть;
— содержание политики определяют отношения между большими группами людей по поводу власти.
Для лучшего понимания этих признаков целесообразно повторить материал о структуре общества, где даётся характеристика больших групп людей: классов, народностей, наций, а также социальных слоёв и сословий. Учитель предлагает вспомнить из курса истории большие общественные группы (учащиеся смогут назвать существовавшие в различные эпохи классы, социальные слои, народности, сословия).
Затем школьникам можно дать задание: определите общие интересы людей, принадлежащих к одной и той же социальной группе (например, интересы рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, дворян и бояр, светских феодалов и священнослужителей). Каждая группа стремится улучшить своё положение в обществе или закрепить имеющиеся привилегии и преимущества — в этом состоят интересы больших групп. Из этого стремления вытекают цели: закрепить своё положение в законах, добиться отмены законов, которые данная группа считает несправедливыми, получить государственную поддержку, направить государство на завоевание каких-то территорий и т. п.
2. Рассмотрение второго вопроса в учебнике начинается с характеристики любой власти, власти вообще. Она означает право, силу и волю над кем-либо; право и возможность распоряжаться кем-либо, подчинять своей воле кого-либо; право и возможность приказывать кому-либо. Целесообразно обратить внимание на слова в тексте учебника: «Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применять санкции». Далее учитель предлагает школьникам подумать: какие санкции может применить командир в армии? инспектор ГАИ? учитель?
Затем перед учащимися могут быть поставлены следующие вопросы: каковы особенности политической власти? Чем власть политическая отличается от власти командира в армии или сотрудника ГАИ? от власти учителя? Ответ на эти вопросы вытекает из понимания политики как сферы отношений между большими социальными группами, нациями, государствами. Право отдавать распоряжения большим социальным группам — это одна из особенностей политической власти.
Другая особенность — возможность использовать суд, полицию, армию, чтобы принуждать к подчинению своей воле. Но люди подчиняются власти не только под угрозой применения силы со стороны государства. Власть успешно решает стоящие перед ней задачи, когда пользуется авторитетом в народе. Желательно проверить, как учащиеся понимают слово «авторитет». Русский философ И. А. Ильин (1882—1954) писал: «Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется».
Школьникам предлагается ответить на вопрос: почему политику иногда характеризуют как борьбу за государственную власть? Корректируя ответы, можно сделать вывод, что именно политическая власть даёт наибольшие шансы той или иной социальной группе добиться осуществления своих интересов.
Соотношение понятий «политика» и «власть» можно показать, используя фрагмент «Политика и власть» из работы немецкого социолога М. Вебера2. Вопросы 1 и 2 к тексту не являются трудными для учащихся. При ответе на вопрос 3 («Чем различаются участие во власти, распределение власти, сохранение власти, смещение власти?») вероятна помощь или корректировка ответов со стороны учителя. Участие во власти может означать то, что партия или отдельное лицо представлены в парламенте, или в правительстве, или в иных органах власти. Распределение власти можно понимать и как разделение функций между её ветвями (законодательной, исполнительной, судебной), и как распределение полномочий между центральной и местными властями, и как различное влияние тех или иных групп на принятие политических решений. Под сохранением власти можно понимать меры, повышающие её устойчивость и стабильность, а смещение власти может означать её замену другой властью.
Вопрос 4 ориентирует на рассмотрение трёх вариантов использования власти: во имя идеальных целей (например, для блага народа); для достижения эгоистических целей (например, для получения своей семьёй различных материальных благ); ради самой власти, чтобы наслаждаться своим особым положением и возможностью управлять другими людьми.
Изучению проблем власти поможет проведение на уроке интересной работы с текстом Н. Макиавелли «Политика главы государства»3. Внимание учащихся привлекается к словам, относящимся к автору,— «философ и политолог эпохи Возрождения» — и к датам жизни мыслителя. Полезно напомнить школьникам основные черты эпохи, а также кратко охарактеризовать обстановку в Италии в те годы, когда жил Макиавелли. Его взгляды отражают опыт соответствующей эпохи, помогают понять некоторые явления нашего времени.
Вопросы 1 и 2 к тексту учащиеся обдумывают самостоятельно; затем заслушиваются их ответы и обсуждаются различные мнения.
Вопрос 3 («Какие человеческие качества Макиавелли считает хорошими?») требует внимательного прочтения текста. Если учащимся требуется помощь, то следует обратить их внимание на высказывание о верности данному слову, прямодушии, неуклонной честности, а также на строки, где говорится о сострадательности, необходимости быть милостивым, искренним, благочестивым. Все эти качества, по мнению автора, должны быть присущи главе государства. Но Макиавелли допускает также использование в политике дурных средств и считает, что ради сохранения государства при определённых условиях его глава вынужден идти против своего слова, милосердия, доброты, благочестия. В качестве задания учащимся предлагается высказать своё отношение к формуле «цель оправдывает средства».
Для того чтобы рассмотренные выше цели реализовать, нужно повлиять на государственную власть, а ещё лучше этой властью обладать. Учащимся предлагается привести примеры осуществления власти известными им из курса истории правителями. При этом важно поставить дополнительный вопрос: в чьих интересах в том или ином случае действовала государственная власть?
Далее учитель предлагает задуматься, почему именно государство является важнейшим средством проведения в жизнь какой-то политики. Из истории учащиеся знают, что именно государство издаёт законы, обязательные для всех живущих в его границах; именно государство имеет войско, стражников, полицию, суды, тюрьмы. С помощью этих средств одни общественные группы могут навязывать свою волю другим общественным группам.
В чьих интересах действует государство, если оно создаёт армию для защиты от иноземных завоевателей? или ловит и карает воров и разбойников? или, как в Древнем Египте или Древней Индии, заботится о системе ирригации, обеспечивающей поля водой в засушливое время? Выслушав ответы учащихся, можно отметить, что государство в этих случаях действует в интересах всего народа, всего общества. Значит, могут быть и общенародные интересы, которые тоже реализуются через государственную власть.
3. Представление о политике будет неполным, если не рассмотреть её с точки зрения влияния на экономику, социальную сферу, культуру. Это можно сделать на примерах из истории, которые приведут по предложению учителя сами учащиеся. Рассмотрев роль политики, можно сделать обобщающий вывод о том, что главная её функция состоит в том, чтобы обеспечить единство разделённого на разнородные группы, слои, классы общества. К функциям политики относится также использование различных средств и методов разрешения конфликтов; управление политическими и общественными процессами; включение личности в мир общественных отношений; обеспечение преемственности и обновления в развитии общества.
Рассмотрение роли политики в жизни общества можно организовать на основе текста Э. А. Позднякова «Политика в нашей жизни»4 с учётом, однако, того, что в ходе этой работы могут возникнуть трудности.
Вопросы, предложенные к источнику, ориентируют на те элементы текста, которые требуют специальной работы для понимания. Выражения «всеизвестность политики», «человек — частица политики», «человек в плену у политики» должны быть осмыслены учащимися в свете содержания изучаемого параграфа. Трудность в понимании могут вызвать приведённые в тексте слова М. Вебера о божественном и дьявольском в политике. Возвращение к тексту Н. Макиавелли поможет наполнить это утверждение конкретным содержанием. Божественное — добродетели, которые названы автором: это сострадательный, милостивый, благочестивый политик. А дьявольское — это противоположные качества, которые нередко проявляются в деятельности политиков как в прошлом, так и в настоящем.
4. К рассмотрению роли СМИ в политической жизни общества может подвести обсуждение вопроса: чем объяснить широкое распространение искажённых и превратных представлений о политике? Ответ на него неоднозначен. Одна из причин — стремление тех или иных политиков представить свои неблаговидные поступки благородными, добродетельными, т. е. приукрасить их. Другая причина: в политической борьбе нередко используется искажённая информация о политике властей или их противниках с целью создания превратного представления о них. Ещё одна причина состоит в том, что в жизни народов и всего человечества возникают более сложные проблемы, для решения которых требуются глубокие знания об обществе и его развитии. Без таких знаний и умения пользоваться ими нередко возникают поверхностные, искажённые представления о политике.
Целесообразно в беседе с учащимися выяснить, смотрят ли они информационные программы телевидения и понимают ли смысл сообщений. Можно сказать, что лучше понимать происходящее поможет изучение темы «Политика».
В конце урока полезно провести беседу с учащимися, чтобы выяснить, могут ли они правильно назвать высшие органы государственной власти России, а также сообщить им, что основные направления внутренней и внешней политики ежегодно рассматриваются в послании Президента РФ Федеральному собранию.
Домашнее задание: § 1 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя» можно предложить наиболее подготовленным учащимся. Желательно предложить наиболее подготовленным учащимся выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома» или сделать сообщение о политических событиях текущей недели и ответить на вопросы:
1. Почему представленные события вы считаете политическими?
2. Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали?
Литература для учителя
Каверин Б. И. Обществознание: учеб, пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 5. — Пп. 5.1, 5.3.
Касьянов В. В. Обществознание: учеб, пособие для ссузов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 1, 2.
Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.
1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 26. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
2 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 26. — Текст 3. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
3 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 26. — Текст 2. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
4 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 26. — Текст 4. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm