ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Право

Подтема посвящена изучению конституционного права и основывается на теоретическом материале предыдущего урока.

Задачи урока

1. Раскрыть сущность конституционного строя РФ.

2. Продолжить формирование умений извлекать информацию из нормативных документов, анализировать её, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; создать условия для понимания ценностей демократии.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: смыслообразование на основе развития мотивации; планирование и организация деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом); участие в обсуждении проблем.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, текст Конституции РФ (глава 1), сайты «Конституция» (http://constitution.garant.ru/) и «Уроки демократии» (http://www.uznai-prezidenta.ru/), таблица «Конституционные основы РФ» (раздаточный материал).

План изучения нового материала

1. Конституционный строй.

2. Основы Российского государства.

3. Принципы конституционного строя РФ.

Варианты организации учебной деятельности

Для актуализации опорных знаний используется задание 3 рубрики «В классе и дома». Необходимо также проверить понимание таких известных учащимся понятий, как «власть», «суверенитет», «разделение властей», «федерация», «свобода личности».

1. На основании материала учебника вводятся понятия «правовой статус Российской Федерации» и «конституционный строй». Учащиеся отвечают на вопрос 1 рубрики «Проверим себя».

2. Для изучения второго вопроса организуется практическая работа учащихся с текстом главы 1 Конституции РФ. Для систематизации знаний рекомендуется использовать таблицу «Конституционные основы РФ». В ней заранее заполнен столбец «Основы Российского государства». Под руководством учителя учащиеся читают статьи Конституции и фиксируют их номера в соответствующей строке таблицы (колонка 2). Главная задача — добиться понимания конституционных положений.

Таблица «Конституционные основы РФ» (пример заполнения)

Основы Российского государства

Статьи Конституции, подтверждающие / раскрывающие положение

Россия — демократическое правовое государство с республиканской формой правления

1, 10, 11, 13

В России человек, его права и свободы являются высшей ценностью

2, 6 (ч. 2, 3)

Носителем суверенитета и источником власти в России является её многонациональный народ

3, 4

Россия — федеративное государство

1, 5 (ч. 1, 4)

Россия — единое, целостное государство

5 (ч. 3), 8

Россия — социальное государство

7

Россия — светское государство

14

Понимание материала можно проверить с помощью задания-теста.

Задание-тест

Из приведённого перечня выберите положения, которые не определяют основы конституционного строя РФ:

1) форма государства;

2) система уголовных наказаний;

3) права человека;

4) правила выезда за границу;

5) правила приёма в высшие учебные заведения;

6) основы политической жизни общества;

7) правила дорожного движения;

8) полномочия Президента РФ;

9) принципы экономических отношений в обществе;

10) разграничение полномочий трёх ветвей власти;

11) порядок регистрации брака;

12) распределение пенсий и пособий.

(Ответ: 2, 4, 5, 7, 11, 12.)

Особое внимание уделяется положениям о народе как носителе суверенитета и источнике власти и о России как федеративном государстве. Первое положение раскрывается на основании текста учебника. Второе положение требует акцентировать внимание учащихся на рассмотрении принципов федерализма: равноправие субъектов Федерации, государственная целостность РФ и право народов на самоопределение. Для закрепления изученного материала рекомендуется использовать вопросы 2—4 рубрики «Проверим себя».

3. Этот вопрос подводит итоги изучения темы. В беседе с классом учитель определяет значение основ конституционного строя в жизни российского общества. Рекомендуется использовать схему, в которую девятиклассники вносят основные принципы конституции.

Для современного российского общества вопрос об изменении основ конституционного строя имеет важное значение. Отношение политических лидеров РФ к Конституции должно служить примером признания верховенства основного закона во всех сферах жизни. Уважение к основным положениям Конституции РФ неоднократно подчёркивал В. В. Путин: «Пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя страны, а ревизия её норм, продиктованная политической конъюнктурой, — прямой путь к кризису власти и к расшатыванию органов власти, к опасным государственным конфликтам» (12.12.2001 г.); «Мы должны бережно относиться к Конституции нашей страны. Не позволять её менять по вкусу тех людей, которые в данный момент оказались у власти. К ней надо бережно относиться. Я категорически против её изменения» (05.06.2003 г.); «Если каждый вновь приходящий глава государства будет менять Конституцию под себя самого, то от этого государства скоро ничего не останется» (31.10.2005 г.).

Домашнее задание: § 13 учебника; задания 4—5 рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Авакъян С. А. Конституционное право России / С. А. Авакьян. — М., 2007.

Грудцына Л. Ю. Конституционное право России / Л. Ю. Грудцына, А. Н. Головистикова. — М., 2006.

Смоленский М. Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников / М. Б. Смоленский. — М., 2005.

http://constitution.garant.ru/ — Сайт «Конституция».

http://www.uznai-prezidenta.ru/ — Уроки демократии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]