КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Право

Вопросы, связанные с принятием основных законов (конституций), рассматривались в курсах «Всеобщая история» и «История России». Для привлечения опорных знаний и актуализации межпредметных связей рекомендуется на предшествующем уроке дать индивидуальные опережающие задания: подготовить исторические справки на темы «Этапы развития конституции» и «История конституций СССР и Российской Федерации».

Задачи урока

1. Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.

2. Продолжить формирование у школьников умений извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.

3. Создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: жизненное и личностное самоопределение; планирование и организация деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; умение составлять текст устного выступления; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, текст Конституции РФ, школьный словарь по обществознанию, сайты «Конституция» (раздел «История»: http://constitution.garant.ru/history/active/) и «Школа президентов» (http:// www.uz nai-prezidenta.ru/).

План изучения нового материала

1. Общая характеристика Конституции РФ.

2. Этапы развития Конституции.

3. Конституция как закон высшей юридической силы.

4. Основные задачи Конституции.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

Для актуализации опорных знаний учитель может использовать вопросы рубрики «Вспомним». Далее учащимся предлагается высказать своё мнение и ответить на вопрос: нужно ли изучать Конституцию? Учитель может воспользоваться результатами социологических опросов, из которых следует, что с содержанием Конституции знакомы лишь 35% опрошенных. При этом примерно каждый второй участник опроса (53%) признался, что не знает основных положений российской Конституции, а 12% затруднились оценить свою осведомлённость в данном вопросе (по результатам опроса «Отношение к Конституции» фонда «Общественное мнение» от 13 декабря 2007 г.).

Приведённые данные необходимо проанализировать с учащимися, задав вопросы: о чём, по вашему мнению, свидетельствуют результаты опроса? Есть ли взаимосвязь между знанием Конституции и уровнем правовой культуры личности, общества? между знанием Конституции и особенностями политической жизни нашей страны?

1. Изучение первого вопроса фактически подводит итоги обсуждения с учащимися необходимости знания Конституции. Учитель организует комментированное чтение вводного раздела к § 12 или статьи «Конституция», представленной в школьном словаре по обществознанию. Главная задача — добиться осознанного усвоения учебного материала. Целесообразно после прочтения текста предложить классу вопрос: как вы понимаете высказывания: «Конституция РФ — главный нормативный акт...»; «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»? Затруднения учащихся при объяснении этих положений будут сняты при дальнейшем изучении темы. В конце урока учитель может вернуться к данному вопросу и предоставить возможность учащимся ответить на него с учётом новых знаний, полученных на уроке.

2. На данном этапе урока заслушиваются выступления учащихся, подготовивших опережающие задания (исторические справки). Для выполнения опережающих заданий учащиеся могут дополнительно привлечь материалы сайтов «Конституция» (раздел «История»: http://constitution.garant.ru/history/active/) и «Школа президентов» (http:/ www.uznai-prezidenta.ru/), информацию учебников по истории России и всеобщей истории, школьный словарь по обществознанию.

Для закрепления и усвоения материала предлагается следующее: учитель на доске рисует таблицу. Столбец таблицы «Положение Конституции» заполняется во время зачитывания докладов. Учащиеся фиксируют таблицу в тетради.

Положение Конституции

Конституции СССР, РСФСР, РФ (год принятия)

Положение конституции

1918

Впервые в истории закрепила диктатуру пролетариата

1924

Первая конституция СССР

1925

Первая конституция РСФСР как союзной республики в составе СССР

1936

Конституция «победившего социализма»

1937

Конституция РСФСР, закреплявшая победу социализма

1977

Конституция СССР, закреплявшая «развитой социализм»

1978

Конституция РСФСР, закреплявшая «развитой социализм»

1993

Конституция РФ, утверждающая верховенство закона и принципы правового государства

Далее учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

— Какие конституции называют конституциями «первого поколения»?

— Закончите фразу: «Конституции бывают кодифицированные, или писаные, ..., или ...». (Ответ: некодифицированные, или неписаные.)

— Исправьте ошибки в тексте:

«Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX в. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства». (Ответ: ошибочные положения выделены курсивом.)

3. На этом этапе урока учитель организует практическую работу учащихся с разделом «Закон высшей юридической силы» и текстом Конституции РФ.

Задания:

1) Охарактеризуйте структуру Конституции РФ. На основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.

2) На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято называть основным законом государства.

3) Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция — закон высшей юридической силы».

4) Прочитайте преамбулу Конституции. Докажите, что в основе Конституции лежит система ценностей (в случае затруднения обратитесь к соответствующему разделу учебника).

5) На основании ст. 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.

4. При рассмотрении этого вопроса целесообразно использовать метод мозгового штурма. На первом этапе учащиеся отвечают на вопрос: какие задачи призвана решать конституция? Учитель кратко фиксирует ответы на доске, избегая повторений. Проведённая работа позволяет перейти ко второму этапу: учащиеся под руководством учителя группируют собранную информацию, обобщая задачи такого нормативного документа, как конституция. На третьем этапе учащиеся получают задание сравнить ответ на вопрос, полученный в ходе мозгового штурма, и материал, представленный в учебнике. Таким образом организуется закрепление полученных знаний.

При подведении итогов урока учитель обращается к заданному в начале занятия вопросу и проводит рефлексию: что изменилось в представлениях учеников о роли и значении Конституции? Какие вопросы возникли при изучении материала?

Домашнее задание: § 12 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; анализ фрагмента проекта Конституции

Н. Муравьёва в рубрике «Документ» и определение того, какие ценности лежат в его основе. По желанию учащиеся могут написать мини-эссе по темам, представленным в рубрике «Говорят мудрые».

Литература для учителя

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. — М., 2001.

Смоленский М. Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников / М. Б. Смоленский. — М., 2005.

http://constitution.garant.ru/ — Проект «Конституция РФ».

http://www.uznai-prezidenta.ru/ — Уроки демократии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]