Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ - Экономика
В ходе изучения темы расширяются знания учащихся об источниках доходов граждан и формируется представление по вопросам неравенства доходов и их перераспределения в обществе. Урок тесно связан с предыдущим (изучение вопросов налогообложения создаёт основу для понимания возможности перераспределения доходов) и с последующим (изучение вопросов потребления будет базироваться на знаниях о совокупном доходе граждан и их семей).
Задачи урока
1. Охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, рассказать о конкретных мерах государственной политики по защите малоимущих.
2. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями темы: совокупный доход, прожиточный минимум, уровень бедности.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; самоконтроль и самооценивание; умение структурировать материал, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; участие в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстами.
План изучения нового материала
1. Доходы граждан и прожиточный минимум.
2. Неравенство доходов.
3. Перераспределение доходов.
4. Экономические меры социальной поддержки населения.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее проводится работа по вопросам рубрики «Вспомним», а также по вопросам 4, 5 рубрики «Проверим себя» § 23 (знания о налогах как одном из источников государственного бюджета важно актуализировать для рассмотрения возможностей государства в перераспределении доходов).
Рекомендуется излагать новый материал в соответствии с планом параграфа.
1. Материал первого раздела можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина» и «уровень бедности». Усвоению учащимися понятия «совокупный доход» призвана помочь приведённая в учебнике схема «Доходы граждан». Сущность трёх других понятий учитель может раскрыть на основе соответствующего фрагмента раздела, акцентируя внимание на их связи. Целесообразно подчеркнуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину, а величина доходов граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности. Те, чей совокупный доход ниже, не в состоянии оплатить необходимые продукты питания, непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказываются за чертой бедности.
2. Начать изучение материала второго раздела рекомендуется с обращения к изложенному в учебном тексте сюжету известной детской сказки «Кот в сапогах». Далее учащиеся отвечают на следующие вопросы: с чем связана возможность людей получать доходы? Какую роль в этом может сыграть образование? Может ли сам человек повлиять на ценность и объём находящихся в его собственности факторов производства? Каким образом? Как влияют на величину доходов такие факторы производства, как труд, земля, капитал? Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?
При раскрытии данного фрагмента темы в воспитательных целях полезно обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к использованию средств, находящихся вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мошенничество. В то же время есть много законных способов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.
Учитель предлагает учащимся привести собственные примеры таких способов и в целом того, как активная позиция человека может повлиять на размер его доходов.
В классах с сильным составом учащихся можно рассмотреть и иные причины неравенства людей по признаку получаемых ими доходов. Например, одной из таких причин является место проживания человека. В ряде стран ойо оказывается главным фактором социального неравенства. Не образование, не здоровье, не профессиональные квалификационные характеристики человека, а именно то, где он живёт, определяет уровень его дохода. У человека, который живёт в крупном городе или в районе экономически развитом, шансы на достижение достаточно приличного уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с такой же профессией, но живущем в экономически отсталом регионе. Именно этот фактор побуждает большое количество людей переезжать из сельской местности в город, или из своего города в другой, или в другой регион. В дальнейшем эти знания помогут учащимся осознанно изучать вопросы социальной мобильности.
Ещё одна причина — структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на добывающие отрасли, обречена на высокий уровень неравенства. Добыча нефти и газа — это так называемые фондоёмкие производства, где большая прибыль возможна благодаря очень небольшому числу людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основном себестоимость продукции формируется за счёт вложенного труда).
При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан России. В основном эта проблема относится к так называемым крайним группам — самым бедным и самым богатым. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различается весьма незначительно.
Говоря о поляризации доходов, учитель может обратиться к данным фонда «Общественное мнение»:
В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы тысячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Материальное положение Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным результатам только 17 % опрошенных отмечают улучшение материального положения своей семьи, 27 % считают, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 %) не замечают изменений в материальном положении.
Учащимся можно предложить оценить результаты проведённого опроса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был проведён среди их ближайшего окружения.
Завершая изучение вопроса, важно подвести учащихся к пониманию того, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призвано государство, производящее перераспределение доходов.
3. При изучении третьего раздела необходимо акцентировать внимание учащихся на социальных последствиях обострения проблемы бедности. С этой целью предлагается использовать приём исторической аналогии и обратиться к фрагменту из книги по отечественной истории Л. П. Бущика:
«Вступив на престол ещё совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель — богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служилым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.
Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве... Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших».
Документ может быть зачитан учителем или продемонстрирован учащимся с помощью мультимедиапроектора. Текст может быть использован как во фронтальной работе с классом, так и в индивидуальной работе с учащимися.
После знакомства с содержанием документа в классе обсуждаются следующие вопросы: почему на уроке обществознания мы обращаемся к историческому документу о восстании в Москве 1648 г.? Как содержание документа связано с темой урока? Что конкретно из изучаемого материала иллюстрируют описанные в документе исторические события? Какие подтверждения роста неравенства доходов разных групп населения можно найти в тексте? Как связаны описанные события с ростом неравенства доходов в стране?
В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни старалось государство снизить разницу в доходах, оно не может уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны доходам людей, которые ничего не производят, но имеют законное право произведённые в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы людей, которые хотели бы что-либо производить. Производители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсироваться высокими доходами. В то же время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно такая же, как и это пособие. В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.
4. Завершающий раздел посвящён вопросу о мерах, которые предпринимает государство, чтобы снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих. Учащимся может быть предложено изучить его самостоятельно по тексту учебника, составляя при этом развёрнутый план раздела. По завершении работы одному из учащихся можно предложить записать план на доске, а остальным дополнить его на основе своих материалов.
План может выглядеть следующим образом:
Экономические меры социальной поддержки населения:
1. Социальные выплаты:
а) стипендии;
б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);
в) пособия нуждающимся;
г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг);
д) компенсации.
2. Социальное обслуживание (для инвалидов, престарелых, многодетных семей, беженцев, беспризорных — на дому или в специальных учреждениях).
3. Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных ими средств:
а) регулирование заработной платы (установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий её изменения в связи с ростом цен);
б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодёжь;
в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения, общественного питания и др.).
В дополнение к тексту учебника учитель может конкретизировать, какие меры предпринимает государство для повышения занятости населения: проводит профессиональное обучение и переобучение людей, потерявших работу, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создаёт рабочие места, помогает в открытии собственного дела.
В ходе урока полезно обратиться к рубрике «Говорят мудрые» и организовать беседу по следующим вопросам: какого социального явления коснулся автор высказывания? Какой из источников доходов нашёл в этом высказывании своё образное отражение? Как влияют различия, упомянутые в высказывании, на величину доходов? Может ли человек повлиять на социальную ситуацию и изменить величину получаемых им доходов? Каким образом?
При наличии времени можно предложить учащимся поразмышлять над высказыванием английского историка У. Кемдена (1551—1623): «Кто хочет иметь зайца на завтрак, должен охотиться за ним ночью». В ходе беседы учитель акцентирует внимание учащихся на задаче целенаправленной деятельности самого человека по созданию факторов, влияющих на величину его доходов; необходимости получения соответствующего образования, профессии, повышения квалификации, активного и творческого отношения к своему месту в системе общественных отношений, готовности к саморазвитию (в том числе развитию волевых умений: преодолевать трудности, добиваться результата и т. п.).
Домашнее задание: § 24 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».
Учащимся, интересующимся предметом, можно предложить написать собственную задачу по аналогии с заданием 1 рубрики «В классе и дома». При этом важно подчеркнуть, что проверяться и оцениваться будет как текст условия задачи, так и её решение. Можно также предложить на основе изученной темы с опорой на материал учебника письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547—1616): «Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».
Можно также предложить учащимся найти с помощью интернет-ресурсов величину прожиточного минимума прошлого и текущего года в России в целом и в каком-либо регионе, сравнить их и сделать вывод, опираясь на полученные данные.
Литература для учителя
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для 9 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2004. — Кн. 1. — § 42, 44—47.
Экономика: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманит. профиля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 7 (7.4), 8 (8.2, 8.3, 8.4).
Экономика: учеб. для вузов / под ред. Е. Н. Лобачёвой. — М., 2003. — Гл. 20 (20.1), 21 (21.2), 25 (25.3).
Озерова О. П. Экономика для колледжей: базовый курс: учеб. / О. П. Озерова. — Ростов н/Д, 2005. — Гл. 6. — § 2, 3.