РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ - Экономика

Содержание урока опирается на имеющийся у учащихся значительный багаж знаний из курса истории о роли и способах ведения государством внутренней и внешней экономической политики на разных этапах развития общества. Усвоение материала может оказать влияние на изучение тем об инфляции в экономике и мерах борьбы с ней, о безработице и способах устранения её причин и негативных последствий.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с функциями государства в экономике, важнейшими механизмами государственного регулирования экономики, различными формами вмешательства государства в рыночные отношения.

2. Способствовать формированию умений различать прямые и косвенные налоги, раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: переработка и структурирование информации, установление причинно- следственных связей, умение формулировать и аргументировать своё мнение.

Оборудование урока

Компьютер, схема «Налоги», таблица «Доходы и расходы бюджета».

План изучения нового материала

1. Зачем экономике государство.

2. Почему мы платим налоги.

3. Государственный бюджет.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем организуется вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомним», которые обращены к материалу предыдущих тем. Дополнительно можно обсудить: какие вопросы жизни общества регулируются любым государством? Можно ли и нужно ли управлять экономикой?

1. Изучение первого раздела целесообразно начать с обсуждения вопроса: должно ли государство вмешиваться в экономику? Материалом для дискуссии могут служить вводный к параграфу абзац, называющий исторически сложившиеся функции государства, и начало первого раздела, раскрывающее различные точки зрения на роль государства в хозяйственной жизни страны. Важно подчеркнуть, что с развитием общества происходит обогащение, конкретизация функций государства. Возникают и качественно новые функции, связанные со становлением постиндустриального общества: поддержка фундаментальных наук, участие в решении таких глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение гонки вооружений и др.

Учитель предлагает учащимся назвать проблемы (экономические, социальные, экологические), обострившиеся в наше время, справиться с которыми по силам лишь государству. Для этого можно обратиться к имеющимся у школьников знаниям из курсов истории, географии, дополнительных источников информации. Это позволит актуализировать и обосновать новые функции современного государства и подвести учащихся к пониманию важного вывода о том, что в XX столетии государство стало неотъемлемой частью хозяйственной системы общества.

Полезно организовать работу в группах по выполнению # заданий с элементами проектной деятельности на тему «Государство — помеха рынку или попечитель общественного интереса?». Задания группам: используя материалы Интернета, подготовьте устные сообщения об участии государства в решении следующих проблем социально-экономической жизни общества: «Как побороть бедность», «Экономика и экология: поиск компромисса», «Государство и бизнес в условиях экономического кризиса: как не пропасть поодиночке», «Как не остаться без работы».

Далее учитель переходит к рассмотрению форм вмешательства государства в рыночные отношения.

На этом этапе уместно вспомнить содержание темы «Рыночная экономика», познакомившись с которой учащиеся выяснили, что в рыночной экономической системе роль регулятора производства, обмена и распределения играет сам рынок. Именно механизм рыночных цен диктует производителю, что, как и для кого производить. Учащимся предлагается подумать: значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь?

Обращение к тексту учебника поможет выявить причины регулирования рыночных отношений государством. Целесообразно обратить внимание учащихся на специфичность государственных функций в условиях рынка: защиту экономических интересов свободных производителей; борьбу с фирмами-монополистами; поддержку конкуренции; сглаживание экономического неравенства между людьми. Учителю важно, чтобы школьники усвоили, что участие государства в экономической жизни общества связано с необходимостью поддержания самой рыночной системы.

Учитель предлагает учащимся изложить своё понимание каждой из названных задач на примерах деятельности Российского государства, используя факты и материалы средств массовой информации. При возникновении затруднений учитель даёт нужную информацию, необходимые пояснения и собственные примеры.

Дополнительный материал для учителя

Документ «О стратегии развития России до 2020 года» выделяет основные направления социально-экономической политики государства и характеризует роль государственного управления в реализации поставленных целей. Кроме отмеченного ранее (см. дополнительный материал для учителя к уроку «Рыночная экономика»), необходимо обратить внимание на следующие положения этого документа: «Требуется... упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства. Вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики... Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников... Как результат, в России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда: и для привлечения инвестиций (прежде всего в высокотехнологичные отрасли), и для ведения бизнеса».

Полезно обратить внимание учащихся на то, что роль государства на разных этапах развития рыночных отношений значительно различается. Этап становления этих отношений в российской экономике характеризуют, например, следующие задачи и функции: формирование новых форм отношений собственности, развитие малого предпринимательства, регулирование вопросов занятости населения и др. Учащимся предлагается сравнить задачи этого этапа с новыми задачами, решаемыми российским правительством на современном этапе развития рыночных отношений.

Возможно использование наводящих вопросов, способствующих самостоятельным размышлениям учащихся: как государство обеспечивает охрану и рациональное использование природных ресурсов? Каков вклад государства в поддержку фундаментальной науки? Какие общественные блага обеспечивает гражданам государство? На какие средства государство решает экономические задачи?

Для закрепления материала урока можно организовать выполнение следующего упражнения: придумайте по 2—3 ассоциации к следующим понятиям, связанным с выполнением государством своих экономических функций: а) производство общественных благ; б) регулирование рыночных отношений; в) социальное обеспечение населения.

(Возможные варианты ответа: производство общественных благ — организация работы общественного транспорта, обеспечение бесплатного образования детей, поддержка фундаментальной науки; отправление правосудия, обеспечение национальной обороны, охрана окружающей среды; регулирование рыночных отношений — установление минимального размера оплаты труда, поддержка конкуренции и борьба с монополизацией экономики; социальное обеспечение населения — выплаты пособий многодетным семьям, пенсионное обеспечение.)

Далее полезно организовать выполнение задания 1 рубрики «В классе и дома».

Вывод о том, что государству с перечисленными выше задачами помогают справляться различные средства, в первую очередь механизм налогообложения (при этом важную роль играет и государственный бюджет), позволяет перейти к изучению следующих вопросов.

2. При изучения второго раздела возможны два варианта организации учебной деятельности.

Вариант 1. Самостоятельная работа учащихся с фрагментами учебного текста.

Обратившись к тексту параграфа, учащиеся узнают о системе налогообложения и основных видах налогов, используемых государством. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: что является главным источником средств для государства? Почему необходимо платить налоги? Какие налоги платят граждане? Чем прямой налог отличается от косвенного? Как влияет снижение или увеличение налогов на различные стороны жизни общества? Подумайте: как повлияет на развитие рыночных отношений в российской экономике снижение налогов на доходы граждан и фирм?

Обсуждение этих вопросов поможет подвести школьников к формулированию значимых выводов:

• Государство исторически использует систему налогов для реализации своих функций в обществе.

• Из налоговых поступлений государство финансирует значительную часть расходов, например, на оборону, образование, науку и др.

• Каждое правительство вынуждено искать компромисс при разрешении противоречия между потребностью государства в сборе большего количества средств для поддержания вышеназванных областей и необходимостью снижения налогового гнёта на экономику.

Проверить результативность усвоения содержания раздела поможет анализ следующей схемы и выполнение задания к ней.

Задание. Перечисленные ниже налоги, взимаемые в Римской империи, соотнесите с тем или иным видом налогов, обозначенных на схеме: земельный налог, налог на пшеницу, налог на наследство, дорожная пошлина, сбор на содержание бань, сбор на устройство зрелищ, налог на мыло, таможенные пошлины, подушная подать, налог на доход с земли под постройкой.

Вариант 2. Беседа на основе обсуждения результатов выполнения учащимися опережающего домашнего задания, предусматривающего самостоятельный поиск ими информации о современной системе налогообложения российских граждан и фирм. Источниками информации для учащихся могут быть материалы Интернета, СМИ, налоговая инспекция (муниципальная), родители и т. д.

Школьникам предлагаются примерные вопросы для интервью, беседы:

1) Какие налоги платят российские граждане, а какие — предприятия?

2) Что такое декларация о доходах и кто её заполняет?

3) Куда направляются доходы от налогов?

4) Почему отдельные граждане и фирмы уклоняются от своевременной уплаты налогов? Какое наказание предусмотрено за эти действия?

5) Поддерживают или нет российские налогоплательщики политику государства в области налогообложения?

3. Следующий шаг в процессе усвоения нового материала — изучение понятия «государственный бюджет». Вопрос рассматривается с опорой на текст учебника. Систематизировать знания учащихся поможет составление ими следующей таблицы:

Доходы бюджета

Расходы бюджета



Далее возможна организация коллективной работы — анализ содержания таблицы и ответы на вопросы: как распределение расходных статей бюджета характеризует, например, социальную политику государства? Что является основным источником доходов бюджета? Можно ли по расходным статьям бюджета судить о первоочередных задачах государства?

Обсуждать последний вопрос желательно на примере основных статей расхода российского бюджета и связать с выполнением задания 3 рубрики «В классе и дома».

Проблему дефицита бюджета учитель помогает осмыслить учащимся, анализируя с ними причины этого явления и пути их устранения. Изучение этого фрагмента параграфа должно подвести ребят к важному выводу: для успешного выполнения государством экономических функций и задач ему необходимо разумно планировать свои доходы и расходы.

При рассмотрении вопроса о государственном бюджете важно напомнить учащимся о том, что российский бюджет разрабатывается на три года. Предложите учащимся подумать, как это влияет на экономическую жизнь страны.

Домашнее задание: задание 4 рубрики «В классе и дома»; задания 1 и 2 в рабочей тетради.

Литература для учителя

Любимов Л. Л. Основы экономических знаний: учеб. для 10—11 кл. с углубл. изучением экономики / Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. — М., 2004. — Тема 10.

Экономика: учеб. для вузов / под ред. Е. Н. Лобачёвой. — М., 2008. — Гл. 20—24.

Экономика: учеб. для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 8.

Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / под ред. В. Д. Камаева. — М., 2007. — Гл. 18.






Для любых предложений по сайту: [email protected]