ПРОИЗВОДСТВО - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ПРОИЗВОДСТВО - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ - Экономика

Тема урока посвящена одному из основных проявлений экономической жизни общества — производству. Учебный материал параграфа тесно связан с имеющимися у учащихся знаниями из курса 7 класса о процессе производства, затратах производства и способах их снижения, прибыли как движущей силе деятельности производителя. В процессе изучения материала полезно обращение к знаниям из курса истории, к приобретённому подростками опыту трудовой и хозяйственной деятельности.

Задачи урока

1. Расширить представления учащихся о производстве как основе экономики, его роли как источника экономических благ.

2. Способствовать формированию знаний основных факторов производства, умений иллюстрировать их примерами, исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

3. Создать условия для развития следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях, поиск и выделение необходимой информации, участие в коллективном обсуждении проблем, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование урока

Компьютер, рабочая тетрадь, схема «Факторы производства», карточки с текстом учебно-познавательных заданий.

План изучения нового материала

1. Главный источник экономических благ.

2. Товары и услуги.

3. Факторы производства.

4. Разделение труда и специализация.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем учитель организует вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним» и предлагает обсудить следующее положение, сформулированное во вступительном к параграфу абзаце: «Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство» .

1. Задача раздела — изучение ключевого понятия параграфа — «производство».

Изложение нового материала начинается с определения производства как процесса создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей. Здесь полезно напомнить учащимся, чем экономические блага отличаются от свободных благ. Далее учитель обращается к знаниям учащихся из курса истории, подтверждающим вывод о том, что «в истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики». Важно выделить те показатели, которые определяют вид производства: объём и масштабы, назначение выпускаемой продукции, место в сферах экономики и др.

В целях усвоения материала о различных видах экономической деятельности учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание: в СССР четверть производства составляли товары народного потребления, а три четверти — средства производства (с преобладанием продукции оборонного и военно-промышленного назначения). Дают ли эти сведения основание для того, чтобы назвать СССР технически развитой, но не процветающей страной? Поясните свой ответ.

Следующая задача учителя — дать характеристику современному производству. Учебный текст позволяет отметить направления развития производства, появление новых профессий и более активное влияние технического прогресса на экономику.

В завершение учитель подводит учащихся к выводу, сформулированному в конце рассматриваемого раздела в учебнике: «Технический прогресс открывает новые возможности производства экономических благ и более полного удовлетворения растущих потребностей людей».

2. Содержание раздела «Товары и услуги» доступно для самостоятельного усвоения учащимися и связано с уже имеющимися у школьников знаниями из курса 7 класса. Вариант изучения раздела — составление учащимися развёрнутого плана по учебному тексту. При этом учащимся предлагается подумать над вопросами: что такое товар? Чем он отличается от продукта труда? Почему товарное производство экономисты считают наиболее прогрессивной формой организации экономики? Как различить товар и услугу?

Учитель помогает найти ответы на эти вопросы и подводит итоги обсуждения.

После знакомства учащихся с материалами рубрики «Факты», характеризующими пропорции в развитии сферы услуг в XXI в., учитель подводит к важному выводу: сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

Закрепить пройденный материал можно с помощью выполнения следующего задания:

Найдите в приведённом списке примеры услуг:

1) показ спектакля;

2) создание кинофильма;

3) изготовление лекарства;

4) страхование имущества;

5) медицинский осмотр;

6) издание учебной литературы.

Также можно обратиться к заданию 4 рубрики «В классе и дома».

3. Для изучения третьего раздела предлагается несколько вариантов организации учебной деятельности.

Вариант 1 предполагает изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с важными дополнениями и работой с таблицей.

Вначале учитель акцентирует внимание учащихся на значении понятия «факторы производства». Далее целесообразно организовать работу со схемой «Факторы производства»: схема воспроизводится на доске, и по ходу разъяснений учителем содержания основных факторов производства кто-нибудь из учащихся дополняет столбцы схемы необходимыми примерами. В итоге на доске может быть заполнен и затем обсуждён следующий вариант схемы:

Обращаем внимание учителя на то, что важно не просто сопроводить примерами характеристику факторов производства, а по возможности выделить особенности и значение для процесса производства каждого из факторов.

Дополнительный материал для учителя

Труд — главный фактор производства. Именно от человека, от уровня его образования и профессионализма в значительной степени зависит результат производства. Если обратиться к истории, тем временам, когда процесс производства был преимущественно ручной, то ясно, что степень экономического развития страны зависела от численности работников, их физической силы и выносливости. Экономический потенциал современной страны тем больше, чем многочисленнее трудовые ресурсы и выше уровень образования и квалификации работников. Предложите учащимся привести примеры состояния уровня экономического развития развивающихся или развитых стран, подтверждающие влияние этого фактора производства на экономический потенциал страны.

Главная особенность такого фактора производства, как земля (в том числе природные ресурсы), — его строгая ограниченность, что требует от производителей бережного и рационального использования.

Капитал (в его вещественной форме) создаётся при помощи труда и природных ресурсов, и его использование значительно увеличивает производительность труда.

Информация получила особое значение для производства в результате совершенствования компьютерных технологий и создания Интернета. Предложите учащимся привести примеры влияния этого фактора на результативность производственной деятельности, ведение бизнеса.

Рассмотрев основные факторы производства, учитель обращает внимание школьников на такой важный показатель эффективности использования этих факторов, как производительность. Для успешного усвоения восьмиклассниками значения этого понятия учитель может обратиться к ситуации, предложенной в учебном тексте, и организовать выполнение задания 2 рубрики «В классе и дома».

Вариант 2 предполагает самостоятельную работу восьмиклассников с учебным текстом раздела и выполнение ими следующих заданий (могут быть представлены на карточках):

1) Назовите основные виды ресурсов, используемых в угледобывающей промышленности, строительстве, сфере медицинских услуг, учебном процессе.

2) Чем фактор «труд» отличается от фактора «предпринимательские способности»?

3) Учёные сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объёмов производства. Согласно их оценкам около 30 % этого роста происходит за счёт технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.

4) Каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологий, которые в перспективе могут быть внедрены в производство. Дайте оценку поведения работодателя с позиции рационального использования человека как основного фактора (ресурса) производства.

5) На предприятии работает 20 рабочих, каждый из которых трудится 40 ч в неделю. Предприятие выпускает 800 мотоциклов в неделю. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

а) Каждый пятый мотоцикл получает знак качества.

6) Технический контроль одного из 100 мотоциклов осуществляет компьютер.

в) 10 работников из 20 имеют высокую квалификацию.

г) Выпускается 20 мотоциклов в час.

4. Такой способ повышения эффективности производства, как разделение труда, достаточно предметно изучен в курсе 7 класса (учитель напоминает учащимся о замечательном изобретении в сфере разделения труда — конвейере) и дополнительно разъяснён в тексте раздела и в рубрике «Документ». Учитель может проиллюстрировать роль разделения труда в процессе производства примерами из истории (например, использование разделения труда в деятельности мануфактур крупных городов в Новое время).

Учебный текст, посвящённый ещё одному способу повышения эффективности производства — специализации, школьники изучают самостоятельно. Учитель помогает осмыслить его содержание через совместный поиск ответов на следующие вопросы: почему специализация и разделение труда отсутствовали в условиях натурального хозяйства? Как специализация вызвала появление профессий? Каким образом специализация позволяет сосредоточить производство в руках наиболее эффективного работника?

Знакомство учащихся с многочисленными примерами различного уровня специализации (от работника до отраслей экономики и стран), имеющимися в тексте раздела, полезно дополнить примерами, которые учащиеся с помощью учителя подберут, обратившись к различным интернет-ресурсам.

Изучение раздела важно завершить сформулированным учителем выводом: каждый специализируется в тех видах деятельности, где производительность затрачиваемых ресурсов наиболее высокая, а производители имеют преимущества в возможностях успешного производства и обмена своей продукции.

Изучение современных отраслей экономики, перспектив развития современного производства, путей эффективного использования основных факторов производства (особенно фактора «труд») необходимо связать не только с конкретными примерами российской экономической действительности, но и с основными направлениями модернизации российской экономики, раскрытыми в документах: Выступление Президента РФ В. В. Путина «О стратегии развития России до 2020 года» на заседании Государственного совета (8 февраля 2008 г.); Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию (30 ноября 2010 г.).

Закрепить изученный материал раздела можно с помощью заданий 1 и 4 рубрики «В классе и дома».

В качестве альтернативного варианта изучения темы можно организовать урок — экскурсию на предприятие (его результаты могут быть использованы для выполнения варианта 2 домашнего задания).

Домашнее задание: Вариант 1. Задание 3 рубрики «В классе и дома»; задание 3 в рабочей тетради. Вариант 2. Поработать над проектом «Выгодное производство в нашем регионе».

Литература для учителя

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 1.

Лобачёва Е. Н. Экономика: учеб. для вузов / Е. Н. Лобачёва. — М., 2003. — Гл. 1, 11.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 1. — § 1.5.

www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

www.akdi.ru — газета «Экономика и жизнь».






Для любых предложений по сайту: [email protected]