Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - Экономика
На данном уроке основное внимание уделяется знакомству учащихся с рыночной экономической системой. Учебный материал параграфа тесно связан с имеющимися у школьников знаниями из курса 7 класса о роли обмена в жизни общества, видах и формах бизнеса. При изучении темы возможно привлечение знаний из курса истории о различных способах экономического сотрудничества людей. Знакомство с ключевыми понятиями темы станет основой для изучения материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, ролью государства в экономике, распределением доходов и потреблением в рыночной экономике.
Задачи урока
1. Сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни.
2. Создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приводить доказательства, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование урока
Подборка рекламных проспектов, рабочая тетрадь, компьютер, карточки с контрольно-измерительными заданиями, ватман, фломастеры.
План изучения нового материала
1. Рынок и условия его функционирования.
2. Спрос и предложение на рынке.
3. Рыночное равновесие.
4. «Невидимая рука» рынка.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним» и предлагает учащимся назвать характерные особенности рыночной экономики, выявленные на предыдущих уроках: свобода экономического выбора производителей и потребителей, рыночное ценообразование, частная собственность.
1. Вариант изучения первого раздела — объяснение учителя с опорой на учебный текст, использование элементов беседы, постановка и организация выполнения заданий. Основная задача учителя на этом этапе — расширить знания учащихся о понятии «рыночная экономика». Определив во вводной беседе особенности этой экономической системы, учитель на основе учебного текста дополняет её характеристику новыми чертами: свободный, взаимовыгодный обмен, материальная ответственность участников рыночного обмена. Именно эти черты позволяют осмыслить и лучше уяснить сущность понятия «рынок». В этих же целях важно организовать обсуждение знакомых учащимся терминов: товар, деньги, рыночный обмен. Обсуждение можно построить, предложив учащимся ряд вопросов: что такое деньги? Возможен ли товарообмен без помощи денег? Где, как и при каких условиях происходит обмен товаров на деньги? Что необходимо для того, чтобы состоялся акт купли-продажи?
В завершение обсуждения учитель выделяет следующие положения:
• Рынок — это всё, что связано с деятельностью по доведению товара до потребителя, т. е. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.
• Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение вопросов относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Следующий шаг в работе — рассмотрение условий, необходимых для нормального функционирования рынка. Учитель напоминает, что с одним из таких условий — со свободным предпринимательством, его видами и формами — учащиеся уже знакомы из курса 7 класса. На данном этапе важно раскрыть значение и сущность таких условий, как конкуренция и свободное ценообразование.
При рассмотрении вопроса о роли конкуренции в обеспечении функционирования рынка учитель формулирует следующие положения:
— конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, открывая производителям свободу принятия экономических решений;
— конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
— конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
— государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
Полезно обратиться к рубрике «Мнения» и обсудить с учащимися точку зрения российских учёных на взаимосвязь рынка и конкуренции. Учителю важно не только подчеркнуть эту взаимосвязь, но и разъяснить, как конкуренция обеспечивает свободное образование цен. Например, бывают ситуации, когда товар вообще остаётся непроданным, и в этом случае производитель тоже несёт убытки. Таким образом, успешной можно считать продажу такого товара, который реализован полностью и по цене, покрывающей затраты на его производство и даже дающей прибыль производителю. Именно результаты продаж определяют судьбу товара и успех хозяйственной деятельности.
Пояснения учителя полезно дополнить выводами исследователей, которые определяют возможности участия в конкуренции чисто экономическими факторами: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства; применением более совершенных технологий; улучшением качества работ, продуктов, услуг. Всё вышеизложенное позволяет подвести учащихся к выводу: конкуренция является регулирующим механизмом рынка.
Учитель также может организовать обсуждение примеров (из экономической жизни страны, региона) участия производителей в конкурентной борьбе, использования ими различных способов борьбы за потребителя и лучшие условия производства. Можно помочь учащимся проанализировать и приёмы ведения конкурентной борьбы отдельными предпринимателями, крупными фирмами, известными в стране или регионе (борьба производителей одного товара за совершенствование его качества, использование рекламы).
При наличии резерва учебного времени полезно организовать обсуждение результатов проектной работы в группах по теме «Лучшие предприятия региона: слагаемые успеха». Результатами работы групп могут быть: рекламный листок, стенная газета, информационный бюллетень, компьютерная презентация по теме, данные опроса учащихся.
Завершая изучение раздела, учитель организует беседу по следующим вопросам: если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок? Каким образом в условиях экономической самостоятельности отдельные производители согласовывают свои действия друг с другом? Поиск ответа на них позволит перейти к рассмотрению таких элементов рынка, как спрос и предложение.
2. Вариант изучения второго раздела — самостоятельная работа учащихся с учебным текстом и выполнение заданий.
После знакомства с определениями понятий «спрос» и «предложение» учащиеся выполняют следующее задание: поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Другой вариант задания учащимся: опираясь на учебный текст, выделите основные факторы спроса и предложения.
Знакомство учащихся с материалами рубрики «Документ» в учебнике полезно закрепить при обсуждении следующих вопросов: каким образом рынок регулирует затраты и результаты производства? От чего зависит получение прибыли производителем? Каковы причины и следствия вытеснения рынком старых товаров, технологий, идей и замены их новыми?
При изучении действия рыночного механизма ценообразования полезно обратиться к примерам из российской практики экономических отношений участников рынка: формирование свободных цен на товары и услуги в процессе рыночного обмена, изменение спроса на конкретные товары и услуги под воздействием различных факторов и т. п.
Можно предложить учащимся обсудить следующие вопросы: какие меры принимает российское правительство для развития и поддержки добросовестной конкуренции? Заинтересовано ли правительство в стимулировании потребительского спроса на отечественные товары и услуги? Государственное вмешательство в рыночные отношения — благо это или зло?
Дополнительный материал для учителя
Учитель может обратиться к следующим положениям, обозначенным В. В. Путиным 8 февраля 2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:
• «В целом, необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию, гибко учитывать запросы потребителей».
• «Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития».
• «По возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера. Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник».
Знания, полученные школьниками при изучении второго раздела, учитель закрепляет, выделив следующие важные положения:
• Постоянные изменения спроса и предложения на рынке регистрирует система цен, являющаяся компасом для производителей в рыночной стихии.
• Свободное ценообразование служит ориентиром для производителя при принятии решений по главным вопросам экономики.
• Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены.
Последнее положение поможет учащимся лучше понять высказывание известного английского экономиста Альфреда Маршалла: «Мы можем с таким же успехом спорить о том, чем определяется цена — полезностью изделия (спросом) или его себестоимостью (предложением), как о том, какое из двух лезвий ножниц режет бумагу — верхнее или нижнее».
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т. е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость увеличения предложения этих товаров.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся задания 1 и 2 рубрики «В классе и дома».
3. Третий вопрос продолжает рассмотрение условий функционирования рынка. Наряду со свободой предпринимательства и конкуренцией к таким условиям относится свободное ценообразование.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с учебным текстом раздела, способствующим усвоению ими понятий «равновесная цена», «рыночное равновесие». Для закрепления учитель предлагает следующие задания: объясните, каким образом цены влияют на поведение производителей; как цены ориентируют покупателей при совершении покупок. Опишите знакомую ситуацию. Проиллюстрируйте на конкретном примере следующее положение: цены ограничивают использование ресурсов.
При изучении вопроса о достижении равновесия на рынке через взаимодействие спроса и предложения учитель подчёркивает последствия нарушения этого равновесия для экономики в целом: если цена будет ниже равновесной, то возникнет дефицит продукции, если же выше — затоваривание, т. е. всю произведённую продукцию не удастся реализовать.
В завершение изучения раздела учащиеся подходят к важному выводу: главный принцип рынка — сделка должна быть выгодна и продавцу, и покупателю. Благодаря этому люди достигают наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее рационально. Учитель предлагает учащимся использовать эти выводы при выполнении задания 3 рубрики «В классе и дома».
4. Изучение последнего вопроса плана поможет школьникам закрепить и более глубоко усвоить ключевое понятие параграфа — «рыночная экономика». Содержание учебного текста имеет важное значение, так как закладывает основу для усвоения учащимися материала о действии механизма рыночной саморегуляции экономики.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с соответствующим разделом в учебнике и выделяют основные функции рынка в экономике. Для закрепления предлагается использовать задание 4 рубрики «В классе и дома».
Проверить результативность усвоения учащимися материалов параграфа можно с помощью следующих контрольных материалов1 (в каждом задании учащиеся должны обвести кружком цифры с верными ответами):
1. Найдите в приведённом ниже списке условия, обеспечивающие действие рыночного механизма регулирования экономики:
1) высокие прибыли производителей;
2) свободное ценообразование;
3) разделение труда;
4) уплата налогов;
5) конкуренция товаропроизводителей.
2. «Невидимая рука» рынка направлена на:
1) обеспечение прибылей производителей;
2) максимальное использование природных ресурсов;
3) постоянное увеличение объёмов производства;
4) достижение равновесия между производством и потреблением.
Домашнее задание: задание 3 в рабочей тетради. При подготовке задания можно рекомендовать школьникам использовать содержание всех трёх изученных параграфов главы IV.
Литература для учителя
Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. Для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 3, 4, 8.
Киреев А.П. Экономика: учеб, для 10—11 кл. (базовый уровень) / А. П. Киреев. — М., 2007. — Гл. 1. — §3.
Лобачёва Е. Н. Экономика: учеб. для вузов / Е. Н. Лобачёва. — М., 2003. — Гл. 4.
Любимов Л. Л. Основы экономических знаний: учеб. для 10—11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. экономики / Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. — М., 2004. — Тема 2.
Экономика: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М. А. Скляр и др.; под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 2.
1 Различные виды контрольных заданий по этой теме учитель может найти в пособии: Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — Тема 13.