Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА - Регулирование поведения людей в обществе
На данных уроках рассматривается вопрос о воинской обязанности граждан РФ. Учащиеся узнают, зачем нужны вооружённые силы, какие функции они выполняют. Многочисленные публикации в СМИ, повествующие о нередких, к сожалению, случаях неуставных отношений, правонарушениях в вооружённых силах, не способствуют созданию положительного образа армии. Нередко и в семьях вопрос о военной службе обсуждается с негативной окраской. Весь этот неблагоприятный фон требует от учителя специального учёта и тщательного отбора материала для раскрытия темы занятия.
Задачи уроков
1. Познакомить подростков с общественной значимостью и перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в подростковом возрасте готовиться к выполнению военного долга.
2. Содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.
3. Ознакомить учащихся с нормами регулирования в сфере военной деятельности, которые устанавливаются законами Российской Федерации, военной присягой, требованиями воинских уставов, приказами командования.
4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и самооценивание, построение жизненных планов во временной перспективе; поиск и выделение необходимой информации в источниках.
Оборудование уроков
Мультимедиапроектор или компьютер, таблица воинских званий, учебник.
План изучения нового материала
1. Долг и обязанность.
2. В чём заключается военная служба.
3. Готовить себя к исполнению воинского долга.
Вариант организации учебной деятельности
Комбинированные уроки
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Затем желательно выслушать и скорректировать ответы учащихся на вопросы рубрики «Вспомним».
1. Изучение первого вопроса целесообразно начать с рубрики «Обсудим вместе». Далее учащиеся самостоятельно читают текст раздела «Долг и обязанность», после чего учитель объясняет школьникам разницу между юридической нормой, закрепляющей обязанности гражданина, и нравственной категорией долга. Правовая норма поддерживается силой государства (уклонение от военной службы наказуемо; теми, кто игнорирует требования закона, занимаются правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом. Нравственный долг подвигает человека на поступки, которые характеризуют его как достойного гражданина.
Учитель комментирует процитированный в учебнике п. 1 ст. 59 Конституции РФ, делая акцент на слово «долг». При этом важно, чтобы учащиеся осознавали защиту Отечества именно как патриотический долг. Учитель указывает, что положение о защите Отечества связано с нравственным долгом, с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.
Это положение можно закрепить с помощью материала рубрики «Путешествие в прошлое», которая посвящена массовому желанию людей добровольно вступить в ряды защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Среди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.
Дополнительный материал для учителя
В. Г. Белинский: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования». (Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1985. — С. 155.)
М. Е. Салтыков-Щедрин: «Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены». (Энциклопедия русской мудрости. — М., 1999. — С. 299.)
Ленинград за первые три месяца войны отправил на фронт 160 тыс. добровольцев. Только лишь Ленинградский университет направил на передний край и в тыл врага 2500 добровольцев: студентов, преподавателей, аспирантов.
В целом по стране около 4 млн человек ушли добровольцами на фронт — в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, кадровые воинские соединения.
Огромную помощь армии оказали участники строительства оборонительных сооружений, которые рыли окопы, противотанковые рвы, создавали огневые точки, нередко под артиллерийским обстрелом и бомбёжками. Всего в этих работах в 1941 г. принимало участие около 10 млн человек, в основном женщин. (История СССР. Т. 10. — М., 1973. — С. 33-38.)
В качестве варианта работы на уроке учитель может использовать документы, отражающие чувства защитников Родины в годы Великой Отечественной. Например, зачитать письмо известного разведчика Николая Кузнецова, которое он написал своему брату 25 июля 1942 г. перед отправкой в тыл немецких войск:
«Для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого — своей жизни... И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов за то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придётся пойти на самопожертвование. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и цветущее будущее нашей Родины...» (Говорят погибшие герои. — М., 1979. — С. 180.)
В заключение учитель предлагает обсудить подвиг И. Кожедуба и вопросы рубрики «Жил на свете человек».
2. Второй пункт плана урока позволяет раскрыть содержание понятия «воинская обязанность граждан РФ», которая предусматривает:
— воинский учёт;
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Приступая к рассмотрению этого вопроса, учитель предлагает учащимся вспомнить и объяснить, чем регулярная армия отличается от ранее создававшихся вооружённых формирований. Если возникают затруднения, можно напомнить, что народное ополчение создавалось в условиях особой опасности. А для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска. Слово «регулярный» здесь означает «имеющий правильную и постоянную организацию». Иными словами, регулярные войска — это войска постоянной армии.
Дополнительный материал для учителя
В России регулярная армия была создана Петром I в начале XVIII в. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Основой армии стали полки с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. Был создан военно-морской флот.
Затем учащимся предлагается обратить внимание на иллюстрации к параграфу и ответить на следующие вопросы: чем современные виды вооружения отличаются от оружия, применявшегося в военных действиях прошедших периодов истории? Какие выводы о знаниях и умениях, необходимых для исполнения воинского долга в наше время, можно сделать из этого сравнения?
Чтобы раскрыть положение об обязательной военной подготовке, можно привлечь внимание учащихся к схеме «Военная служба» и проверить, понимают ли они её содержание. Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы: как вы думаете, в чём должна состоять обязательная военная подготовка? Должны ли проходить такую подготовку только юноши? Чем должна различаться военная подготовка юношей и девушек? Каким образом должна быть организована эта подготовка?
Далее каждая из составляющих обязательной подготовки к военной службе, перечисленных в учебнике, раскрывается более конкретно.
Детали прохождения военной службы учитель может раскрыть с опорой на текст учебника. Также можно организовать встречу учащихся с офицерами, ветеранами Воздушно-десантных войск, Пограничных войск и т. п.
Фрагмент текста о присяге желательно рассмотреть методом комментированного чтения. Учащиеся отвечают на вопросы: почему присяга военнослужащего начинается с клятвы соблюдать Конституцию? Что такое воинский устав? Почему необходимо беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников?
Общие обязанности военнослужащих целесообразно рассмотреть, организуя работу класса с соответствующим фрагментом текста учебника. По каждой из обязанностей можно предложить следующие вопросы: что значит быть верным военной присяге? Что значит дорожить честью воинского звания и войсковым товариществом? Почему необходимо содержать вооружение и военную технику в постоянной готовности к применению? Какое значение имеет воинская дисциплина?
Дополнительный материал для учителя
В законе «О воинской обязанности и военной службе» воинские звания отражены в таблице:
Составы военнослужащих |
Воинские звания |
|
Войсковые |
Корабельные |
|
Солдаты, матросы, старшины |
Рядовой Ефрейтор Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина |
Матрос Старший матрос Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина |
Прапорщики и мичманы |
Прапорщик Старший прапорщик |
Мичман Старший мичман |
Офицеры: младшие офицеры |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант |
старшие офицеры |
Майор Подполковник Полковник |
Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга |
высшие офицеры |
Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии |
Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота |
Маршал Российской Федерации |
3. Последний вопрос урока целесообразно обсудить, пояснив учащимся, что речь идёт не только о той подготовке, которая даётся в образовательных учреждениях, но и о той, которую гражданин считает необходимой для себя. Учитель предлагает учащимся привести примеры, подтверждающие значимость такой подготовки.
Далее можно напомнить учащимся о подвиге А. Маресьева и обратить внимание на его слова об истоках своего мужества, процитированные в учебнике.
Целесообразно дать учащимся задание прочитать рубрику «Учимся быть мужественными» и подумать над вопросами: почему В. А. Сухомлинский говорил о личных качествах будущего воина? Что бы вы считали необходимым добавить к ним?
В заключение учитель напоминает об опыте Великой Отечественной войны, подводя тем самым итог уроку: противостоять опасности, избежав больших потерь, могут лишь люди, подготовленные к защите Родины физически, морально, профессионально.
Домашнее задание: вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».
Литература для учителя
При подготовке к уроку целесообразно использовать правовые документы:
— Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
— Федеральный закон «О статусе военнослужащего»;
— Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»;
— Положение о порядке прохождения военной службы.