ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА - Регулирование поведения людей в обществе

На данных уроках рассматривается вопрос о воинской обязанности граждан РФ. Учащиеся узнают, зачем нужны вооружённые силы, какие функции они выполняют. Многочисленные публикации в СМИ, повествующие о нередких, к сожалению, случаях неуставных отношений, правонарушениях в вооружённых силах, не способствуют созданию положительного образа армии. Нередко и в семьях вопрос о военной службе обсуждается с негативной окраской. Весь этот неблагоприятный фон требует от учителя специального учёта и тщательного отбора материала для раскрытия темы занятия.

Задачи уроков

1. Познакомить подростков с общественной значимостью и перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в подростковом возрасте готовиться к выполнению военного долга.

2. Содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.

3. Ознакомить учащихся с нормами регулирования в сфере военной деятельности, которые устанавливаются законами Российской Федерации, военной присягой, требованиями воинских уставов, приказами командования.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и самооценивание, построение жизненных планов во временной перспективе; поиск и выделение необходимой информации в источниках.

Оборудование уроков

Мультимедиапроектор или компьютер, таблица воинских званий, учебник.

План изучения нового материала

1. Долг и обязанность.

2. В чём заключается военная служба.

3. Готовить себя к исполнению воинского долга.

Вариант организации учебной деятельности

Комбинированные уроки

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Затем желательно выслушать и скорректировать ответы учащихся на вопросы рубрики «Вспомним».

1. Изучение первого вопроса целесообразно начать с рубрики «Обсудим вместе». Далее учащиеся самостоятельно читают текст раздела «Долг и обязанность», после чего учитель объясняет школьникам разницу между юридической нормой, закрепляющей обязанности гражданина, и нравственной категорией долга. Правовая норма поддерживается силой государства (уклонение от военной службы наказуемо; теми, кто игнорирует требования закона, занимаются правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом. Нравственный долг подвигает человека на поступки, которые характеризуют его как достойного гражданина.

Учитель комментирует процитированный в учебнике п. 1 ст. 59 Конституции РФ, делая акцент на слово «долг». При этом важно, чтобы учащиеся осознавали защиту Отечества именно как патриотический долг. Учитель указывает, что положение о защите Отечества связано с нравственным долгом, с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.

Это положение можно закрепить с помощью материала рубрики «Путешествие в прошлое», которая посвящена массовому желанию людей добровольно вступить в ряды защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Среди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.

Дополнительный материал для учителя

В. Г. Белинский: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования». (Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1985. — С. 155.)

М. Е. Салтыков-Щедрин: «Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены». (Энциклопедия русской мудрости. — М., 1999. — С. 299.)

Ленинград за первые три месяца войны отправил на фронт 160 тыс. добровольцев. Только лишь Ленинградский университет направил на передний край и в тыл врага 2500 добровольцев: студентов, преподавателей, аспирантов.

В целом по стране около 4 млн человек ушли добровольцами на фронт — в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, кадровые воинские соединения.

Огромную помощь армии оказали участники строительства оборонительных сооружений, которые рыли окопы, противотанковые рвы, создавали огневые точки, нередко под артиллерийским обстрелом и бомбёжками. Всего в этих работах в 1941 г. принимало участие около 10 млн человек, в основном женщин. (История СССР. Т. 10. — М., 1973. — С. 33-38.)

В качестве варианта работы на уроке учитель может использовать документы, отражающие чувства защитников Родины в годы Великой Отечественной. Например, зачитать письмо известного разведчика Николая Кузнецова, которое он написал своему брату 25 июля 1942 г. перед отправкой в тыл немецких войск:

«Для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого — своей жизни... И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов за то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придётся пойти на самопожертвование. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и цветущее будущее нашей Родины...» (Говорят погибшие герои. — М., 1979. — С. 180.)

В заключение учитель предлагает обсудить подвиг И. Кожедуба и вопросы рубрики «Жил на свете человек».

2. Второй пункт плана урока позволяет раскрыть содержание понятия «воинская обязанность граждан РФ», которая предусматривает:

— воинский учёт;

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, учитель предлагает учащимся вспомнить и объяснить, чем регулярная армия отличается от ранее создававшихся вооружённых формирований. Если возникают затруднения, можно напомнить, что народное ополчение создавалось в условиях особой опасности. А для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска. Слово «регулярный» здесь означает «имеющий правильную и постоянную организацию». Иными словами, регулярные войска — это войска постоянной армии.

Дополнительный материал для учителя

В России регулярная армия была создана Петром I в начале XVIII в. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Основой армии стали полки с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. Был создан военно-морской флот.

Затем учащимся предлагается обратить внимание на иллюстрации к параграфу и ответить на следующие вопросы: чем современные виды вооружения отличаются от оружия, применявшегося в военных действиях прошедших периодов истории? Какие выводы о знаниях и умениях, необходимых для исполнения воинского долга в наше время, можно сделать из этого сравнения?

Чтобы раскрыть положение об обязательной военной подготовке, можно привлечь внимание учащихся к схеме «Военная служба» и проверить, понимают ли они её содержание. Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы: как вы думаете, в чём должна состоять обязательная военная подготовка? Должны ли проходить такую подготовку только юноши? Чем должна различаться военная подготовка юношей и девушек? Каким образом должна быть организована эта подготовка?

Далее каждая из составляющих обязательной подготовки к военной службе, перечисленных в учебнике, раскрывается более конкретно.

Детали прохождения военной службы учитель может раскрыть с опорой на текст учебника. Также можно организовать встречу учащихся с офицерами, ветеранами Воздушно-десантных войск, Пограничных войск и т. п.

Фрагмент текста о присяге желательно рассмотреть методом комментированного чтения. Учащиеся отвечают на вопросы: почему присяга военнослужащего начинается с клятвы соблюдать Конституцию? Что такое воинский устав? Почему необходимо беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников?

Общие обязанности военнослужащих целесообразно рассмотреть, организуя работу класса с соответствующим фрагментом текста учебника. По каждой из обязанностей можно предложить следующие вопросы: что значит быть верным военной присяге? Что значит дорожить честью воинского звания и войсковым товариществом? Почему необходимо содержать вооружение и военную технику в постоянной готовности к применению? Какое значение имеет воинская дисциплина?

Дополнительный материал для учителя

В законе «О воинской обязанности и военной службе» воинские звания отражены в таблице:

Составы военнослужащих

Воинские звания

Войсковые

Корабельные

Солдаты, матросы, старшины

Рядовой

Ефрейтор

Младший сержант

Сержант

Старший сержант Старшина

Матрос

Старший матрос

Старшина 2-й статьи

Старшина 1-й статьи

Главный старшина

Главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

Прапорщик

Старший прапорщик

Мичман

Старший мичман

Офицеры: младшие офицеры

Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан

Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан-лейтенант

старшие офицеры

Майор

Подполковник

Полковник

Капитан 3-го ранга

Капитан 2-го ранга

Капитан 1-го ранга

высшие офицеры

Генерал-майор

Генерал-лейтенант

Генерал-полковник

Генерал армии

Контр-адмирал

Вице-адмирал

Адмирал

Адмирал флота

Маршал Российской Федерации

3. Последний вопрос урока целесообразно обсудить, пояснив учащимся, что речь идёт не только о той подготовке, которая даётся в образовательных учреждениях, но и о той, которую гражданин считает необходимой для себя. Учитель предлагает учащимся привести примеры, подтверждающие значимость такой подготовки.

Далее можно напомнить учащимся о подвиге А. Маресьева и обратить внимание на его слова об истоках своего мужества, процитированные в учебнике.

Целесообразно дать учащимся задание прочитать рубрику «Учимся быть мужественными» и подумать над вопросами: почему В. А. Сухомлинский говорил о личных качествах будущего воина? Что бы вы считали необходимым добавить к ним?

В заключение учитель напоминает об опыте Великой Отечественной войны, подводя тем самым итог уроку: противостоять опасности, избежав больших потерь, могут лишь люди, подготовленные к защите Родины физически, морально, профессионально.

Домашнее задание: вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

При подготовке к уроку целесообразно использовать правовые документы:

— Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

— Федеральный закон «О статусе военнослужащего»;

— Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»;

— Положение о порядке прохождения военной службы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]